Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Мельци Франческо
Картины и биография

Мельци Франческо (Melzi Francesco) (1493–1570)
Итальянский живописец ломбардской школы, ученик Леонардо да Винчи и его главный творческий наследник. Родился в Милане. Франческо Мельци был знаком с Леонардо ещё с детства. В 1506 году пятнадцатилетним юношей поступил в мастерскую Леонардо, сопровождал учителя в Риме в 1513 году и в других городах.

Мельци Франческо Помона
Вертумн и Помона, 1517–1520
Государственный музей, Берлин
Мельци Франческо Флора
Флора, 1517–1521
Эрмитаж, Санкт-Петербург

В поездке в Париж в 1517 году Леонардо сопровождал и кардинал Луиджи Аррагонский. Франческо Мельци в аллегорической форме изобразил путешествие Леонардо да Винчи в Париж. Собственно, картина художника «Вертумн и Помона» – историческое произведение, олицетворяющее помолвку Леонардо да Винчи (в образе Вертумна) и представительства Помоны.

По его воспоминаниям, седовласый старик Леонардо уже не мог работать из-за паралича руки, а его миланский ученик (им мог быть только Мельци) писал под руководством Леонардо так хорошо, что его работу нельзя было отличить от кисти великого учителя. Леонардо гордился мастерством своего ученика и вместе с ним создал несколько полотен. Некоторые полотна, приписывавшиеся ранее Леонардо, сейчас считаются работами Мельци, например, знаменитая «Коломбина» из Эрмитажа.

Леонардо да Винчи Святая Анна и Мария
Святая Анна и Мария с младенцем, 1520-1525,
копия картины Леонардо да Винчи,
Галерея Уффици, Флоренция
Леонардо да Винчи Леда и лебедь
Леда и лебедь, 1510-1515, копия утраченной
картины Леонардо кисти Франческо Мельци
(по иному утверждению вместе с Бацци)

После смерти своего наставника 2 мая 1519 Мельци остался его наследником в соответствии с завещанием от 25 апреля 1519 года. Как следует из записей слуги Леонардо Баттиста де Вилланис, до своего возвращения в Италию Франческо Мельци ещё некоторое время состоял на службе у короля Франции. В Италию наследник Леонардо вернулся знаменитым и получил приглашение ко двору герцога Альфонсо д’Эсте.

Будучи состоятельным человеком, Мельци писал не очень много. Спорным является авторство поздней картины Мельци «Портрет молодого человека с попугаем», который имеет мало общего с творчеством Леонардо и больше напоминает римскую школу Рафаэля. Мельци занимался обслуживанием и содержанием наследия Леонардо да Винчи. Он издал записи великого Леонардо о живописи (7 тысяч листов) в книге под названием “Трактат о живописи” (Trattato della Pittura), оказавшем огромное влияние на европейскую теоретическую мысль и художественную практику.

Скончался Франческо Мельци в 1570 году в своём фамильном имении Ваприо д’Адда в миланской провинции. Наследники Франческо Мельци быстро распродали наследие Леонардо да Винчи, которое художник так берег. Часть наследия великого Леонардо была из-за этого утеряна навсегда.