Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Морони Джованни
Картины и биография

Морони Джованни Батиста (Moroni Giovanni Battista) (1525–1578)
Итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения, один из крупнейших портретистов 16 столетия. Родился около 1525 в Альбино, провинция Бергамо. Испытал влияние Лоренцо Лотто, Тициана и Алессандро Моретто, у которого учился в 1540–1549 годах. Работал в Тренто, Бергамо, Альбино, Вероне, Милане. Пребывание Морони в Тренто совпало с заседанием Тридентского собора (1551–1553). К периоду середины 16 века относятся работы художника в алтаре собора Санта-Мария Маджоре в Бергамо.

Морони Джованни Батиста Портрет синьора
Портрет синьора, 1550
Национальная галерея, Лондон
Морони Джованни Батиста Черный рыцарь
Черный рыцарь, 1567
Музей Польди Пеццоли, Милан
Морони Джованни Батиста Портрет герцога Альбукерке
Портрет герцога Альбукерке, 1560–е
Национальная галерея, Лондон

Герцог Альбукерке представлен Морони во всем великолепии его сословного достоинства. Он изображен со шпагой, что, очевидно, указывает на готовность защитить в момент опасности честь семьи и свой город. Дух рыцарственности выражен в сдержанной и гордой позе мужчины, а также в надписи на стене «Страх неведом мне и даже смерть не пугает меня».

Портреты Морони, мастера брешианской школы, исполнены в сдержанной цветовой гамме, отличаются проницательностью характеристики, простотой композиции, естественностью облика модели (“Портной”, 1560–е годы, Национальная галерея, Лондон; “Портрет мужчины”, 1560–е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Джованни Морони не только, подобно своему учителю Алессандро Моретто, сохраняет приверженность к реалистическому методу, но его портреты представляют собой значительный и своеобразный вклад в реалистическую линию развития искусства позднего Возрождения.

Для портретов Морони зрелого периода, начиная с 1560–х годов, характерна правдивая и точная передача облика и характера представителей почти всех социальных прослоек городов тогдашней террафермы (“Портрет ученого”, “Портрет Понтеро”, “Портрет портного” и др.). Последний портрет отличается отсутствием какой бы то ни было героизации образа и внимательно точной передачей внешнего сходства и склада характера портретируемого. Вместе с тем это пример своеобразной жанризации портрета, придающей изображению особую жизненную конкретность и достоверность. Портной изображен стоящим за рабочим столом с ножницами и тканью в руках. Он на мгновение приостановил свою работу и внимательно вглядывается в как бы вошедшего в комнату зрителя. Если сама ясная и пластическая передача формы, господствующее положение человеческой фигуры в композиции характерны для искусства Возрождения, то жанровая трактовка композиционного мотива выходит уже за пределы ренессансного реализма, предвосхищая искания мастеров 17 века.

В портрете герцога Альбукерке художник пристально всматривается в натуру, сочетая поразительную точность в передаче модели с любовью к роскошному колориту и богатой нюансировке цвета, отражающей влияние живописи венецианских мастеров Джорджоне и Тициана, Освободив фон портрета от всех второстепенных деталей, Джованни Батиста Морони придает ею композиции строгую простоту, которая подчеркивает значительность воплощенного им образа.

Джованни Батиста Морони был весьма востребованным портретистом в Бергамо. Художник оказал воздействие на творчество фра Гальгарио и Пьетро Лонги. Его учеником был Джованни Паоло Каванья. Лучшей коллекцией картин Морони располагают Лондонская национальная галерея и галерея Уффици, портреты, написанные художником Джованни Батиста Морони, хранятся также во многих других музеях мира.

Масштабный характер полнофигурных портретов Морони (на них часто изображаются и люди скромного социального происхождения) ставит художника в ряд ведущих представителей этого жанра живописи в 16 веке. Скончался Джованни Батиста Морони 5 февраля 1578 года в Бергамо.