Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Орканья Андреа
Картины и биография

Орканья Андреа (Orcagna Andrea) (?1308–1368)
Итальянский архитектор, скульптор, живописец. Родился во Флоренции, в семье художника. Собственно, Андреа ди Чоне (Andrea di Cione). Точная дата рождения неизвестна. Впервые его имя упоминается в архивных документах, относящихся к 1343 году. Работал в основном во Флоренции, испытал влияние Джотто и Андреа Пизано.

Орканья Андреа Апостол Матфей с житием
Апостол Матфей с житием, 1360–е
Церковь Орсанмикеле, Флоренция

В знаменитом произведении художника “Апостол Матфей с житием” (Церковь Орсанмикеле, Флоренция) центральная фигура апостола Матфея, покровителя флорентийских ростовщиков, а также золотой оклад как бы намекают на гильдию ростовщиков, по заказу которой и была исполнена эта большая икона, предназначавшаяся для церкви Орсанмикеле во Флоренции. Подобные золотофонные картины типичны для флорентийской живописи 14 столетия. Все фигуры идеализированы, написаны в ярких тонах и украшены узором, однако они лишены реализма и глубины, присущих работам Джотто ди Бондоне, предшественника Орканьи во Флоренции. Прозвище художника, Орканья, означало на местном диалекте Архангел, его настоящее имя – Андреа ди Чони.

Главным живописным произведением Андреа Орканьи некоторые искусствоведы считают алтарный образ капеллы Строцци в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции, подписанный и датированный 1357. На нем изображен Христос, вручающий ключи апостолу Петру и книгу святому Фоме Аквинскому в присутствии других святых. В этом произведении сочетаются жесткая структура композиции и рельефность фигур, характерные для флорентийского искусства, и неяркий колорит, свойственный сиенской живописи. Стены капеллы были расписаны Андреа вместе с его братом Нардо. Лучшей из фресок капеллы является фреска “Рай”.

Знаменитый табернакль Андреа Орканья, находящийся в церкви Орсанмикеле во Флоренции, являет собой грандиозное сооружение, в котором помещен написанный им алтарный образ Мадонны делле Грацие. Табернакль украшен цветным и позолоченным мрамором, скульптурой и рельефами с изображением сцен из жизни Пресвятой Девы Марии. Над созданием табернакля художник работал с 1352 по 1359 год.

Как архитектор Орканья участвовал в строительстве соборов в Орвието (1359–1362) и Флоренции (1357–1367). В скульптуре (табернакль в церкви Орсанмикеле во Флоренции, 1352–1359) и живописи (фреска “Триумф Смерти” в церкви Санта-Кроче во Флоренции, около 1350) Орканьи пластическая ясность, свойственная мастерам флорентийской школы 14 века, сочетается с орнаментальностью в духе итальянской готики.

К семейству ди Чоне принадлежали также и братья Орканьи, живописцы Нардо (умер в 1366) и Якопо (упоминается в 1365–1398), а также скульптор Маттео.  Каждая картина в те годы была результатом сотрудничества мастера и его помощников, работавших в одной мастерской. В случае создания “Апостола Матфея с житием” Орканья был главным мастером, но он умер еще до завершения работы, которая была закончена его братом, живописцем Якопо Орканья.