Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Паннини Джованни
Картины и биография

Паннини Джованни Паоло (Pannini Giovanni Paolo) (1691–1765)
Итальянский живописец эпохи рококо, мастер пейзажа-ведуты. Родился в Пьяченце около 1692 года. В середине 10–х годов 18 века Панини переехал в Рим, где античные руины вдохновили его на создание исторических композиций, сцен из современной ему жизни и воображаемых видов реальных построек, находящихся в разных частях города, но собранных вместе, как на представленной здесь картине «Римская фантазия». Джованни Панини был первым художником, специализировавшимся на подобного рода видах, и его многочисленные работы имели огромный успех у туристов, равный, в каком-то смысле, видам Венеции, написанным Каналетто, стиль которого был первоначально близок манере Панини.

Паннини Джованни Паоло Проповедь святого Павла
Проповедь святого Павла, 1735
Музей Прадо, Мадрид
Паннини Джованни Паоло Римская фантазия
Римская фантазия,
1740–е годы

На одной картине художник, мастер пейзажа-ведуты Джованни Паоло Паннини объединял различные памятники древнего Рима, создав образ его былой славы. Круглое здание слева – это Колизей, перед которым стоит колонна Траяна: у ее постамента расположена скульптура умирающего галла. Справа в глубине изображена триумфальная арка Константина, а на первом плане три коринфских колонны.

Известность получил своими росписями на вилле Патрици (закончены в 1725) и декорациями для праздника в честь рождения дофина (1729, Лувр, Париж; 1731, Дублин). Женитьба на сестре французского художника Флейгельса, покровительство кардинала Полиньяка и связь с Французской академией в Париже, членом которой он был избран в 1723, связали его с французскими художественными кругами.

В 1755 году избран президентом Академии св. Луки в Риме. Джованни Паоло Панини – один из родоначальников архитектурного или руинного пейзажа. Свои архитектурные виды, интерьеры («Интерьер церкви Сан Джовани ин Латерано», Музей изобразительных искусств, Москва); руины («Руины», Эрмитаж, Санкт-Петербург и Музей изобразительных искусств, Москва) художник населял маленькими человеческими фигурками, обыгрывая излюбленную тему 18 столетия – сопоставление величия древнего прошлого и тривиальности настоящего.

Быстрая и легкая кисть художника, декоративная красота колорита, остроумие в выборе сюжетов способствовали популярности живописи Джованни Паоло Панини, вызвавшей поток многочисленных подражаний его темам и манере. Влияние Панини испытали Пиранези, Каналетто, Белотто, Франческо Гварди и французские мастера пейзажа-ведуты.