Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Пинелли Бартоломео
Картины и биография

Пинелли Бартоломео (Pinelli Bartolomeo) (1781–1835)
Итальянский рисовальщик, гравер, скульптор. Родился в римском квартале Трастевере в семье скульптора, создателя раскрашенных терракотовых статуэток пупаццаро (pupazzaro) Дж. Б. Пинелли. По протекции двух покровителей – принца Ламбертини и аббата Левиццари – поступил в Академию Святого Луки, занимался в Академии в палаццо ди Венеция у Ж. Б. Викара, посещал Академию Феличе Джани (около 1796), который оказал влияние на его манеру рисунка и трактовку античных сюжетов.

Пинелли Бартоломео Богини Рима
Богини Рима
Пинелли Бартоломео Костюмы Неаполя
Костюмы Неаполя

С 1799 года Бартоломео Пинелли работал самостоятельно, исполняя рисунки на античные темы в манере Джани, не стремясь создавать величественные, возвышенные образы богов и героев, а трактуя драматические сюжеты жанрово, с иронией и повышенной эмоциональной выразительностью (“Марк Антоний на руках Клеопатры”, 1806, Лондон, частное собрание; “Смерть Катона”; “Жена Газдрубала, убив сына, кончает жизнь самоубийством”, обе работы – Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).

Увлекшись гравюрами Маркантонио Раймонди, Бартоломео Пинелли начал работать в офорте и литографии, переводя в них свои рисунки. К 1809 Пинелли издал свою первую серию рисунков “Собрание пятидесяти живописных костюмов” (Raccolta di cinquanta costumi pittoreschi). Исполненные яркими красками костюмы жителей различных провинций Италии выглядят очень колоритно, не лишены фольклорности, которая ценилась в романтическую эпоху. Жанрово трактованы сцены из серии рисунков к Энеиде (1811, “Геркулес, убивающий быка”), Истории Греции (1812), Римской истории (1816). Последняя состояла из 100 листов (переведена в офорт) на сюжеты из книги “Римская история” Ш. Роллена.

В 1820–е Пинелли создал серии рисунков к поэмам Т. Тассо “Освобожденный Иерусалим” (1827) и “Рассерженный Орландо” (1829), обратившись к популярным среди романтиков темам из средневековой христианской истории; к роману писателя-романтика А. Маццони Promessi sposi (1832), роману М. Сервантеса “Дон Кихот” (1834). В 1829–1830–х Пинелли совершил путешествие в Германию и Францию, где его работы пользовались известностью. В одной из поздних серий рисунков “Семь холмов Рима” (1827–1830) Пинелли создал пейзажи Вечного города с изображением семи холмов, архитектурных памятников, сцен из современной жизни.

В акварелях и рисунках Пинелли любил изображать сцены из современной жизни на фоне древнего города и его окрестностей. Молоденькие крестьянки стирают белье в каскаде фонтанов в парке в Тиволи (“Прачки в Тиволи”, Рим, Музей Рима), семейство крестьян остановилось на отдых у руин Колизея (“Итальянская семья”, Будапешт, Музей изобразительных искусств). Рисунки Бартоломео Пинелли охотно раскупались туристами. Особой известностью пользовались его акварели и литографии римских карнавалов – красочные сценки с нарядными горожанами, поющими и пляшущими под музыку пифферри и играющими на мандолине (“Римский карнавал”, 1822, Рим, Национальная галерея современного искусства). Среди горожан Пинелли иногда изображал себя и костюмированные персонажи комедии Дель Арте.

Тема memento mori звучит в рисунке “Отдых автора” (1815, Рим, Музей Рима), на котором художник изобразил себя рядом с двумя мастино на фоне лежащего на полке черепа и надписи "все кончается". Новое романтическое понимание ничтожности славы передает и рисунок “Размышление у гробницы Дон Кихота” (1834). Бартоломео Пинелли словно хочет развенчать неоклассицистическую идею вечной памяти, которую должно олицетворять надгробие.