Арт Small Bay
Босх Картины
Нестеров Картины
Васнецов Картины
Художники Италии

Дизайн Bottom

Сальвиати Франческо
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Сальвиати Неверие святого Фомы
Неверие святого Фомы
1543-1547, Музей Лувр, Париж
Сальвиати Аллегория милосердия
Аллегория милосердия, 1554-1558
Галерея Уффици, Флоренция

Франческо Сальвиати был большим поклонником искусства Микеланжело и в этой картине использовал характерные приемы его тондо Мадонна Дони - переплетенные фигуры, рельефные объемы, игру света на поверхности формы. Хотя Франческо Сальвиати достигает здесь поразительной скульптурности, его картина слишком искусственна и надумана по сравнению с шедевром Микелланжело. Тем не менее эта работа очень показательна для флорентийского искусства своего времени, находившегося как бы в тени гениальной живописи предшествующего поколения. Франческо Сальвиати, испытавший также влияние изящной и текучей манеры Пармиджанино, был одним из первых и наиболее убежденных сторонников римского маньеризма. Свою фамилию он заимствовал у одного из первых своих покровителей, кардинала Сальвиати.

Сальвиати Франческо (Salviati Francesco) (1510-1563)
Флорентийский живописец-маньерист, близкий друг Джорджо Вазари. Один из виднейших представителей тосканско-римского маньеризма. Родился во Флоренции в 1510 году. Собственно, настоящая фамилия Франческо де Росси (Francesco de Rossi). В художественной среде имел прозвище Чеккино, иногда художника величали Чеккино дель Сальвиати (Cecchino del Salviati).

Учился у Буджардини, Бандинелли и Андреа дель Сарто; испытал влияние Микеланджело, Понтормо, венецианских мастеров. Франческо Сальвиати наряду с Бронзино считался крупнейшим портретистом Флоренции своего времени и одновременно одним из ведущих мастеров монументальной живописи. Однако в противоположность Бронзино, который был придворным по призванию, Сальвиати, видимо, тяготился атмосферой, царившей при дворах: недаром его близкий друг Вазари рассказывает о резкости и неуживчивости его характера, бесконечных переездах из Флоренции в Рим и обратно (кроме того, около 1540 года он побывал в Венеции, а в 1554 году — во Франции), конфликтах с заказчиками. Известная независимость от дворов определяет характер его портретов. Сальвиати - портретист является антиподом Бронзино. Если последний стремится запечатлеть официальный, парадный облик аристократа, спрятать чувства и мысли модели за маской холодного равнодушия, то Сальвиати нередко делает своим героем рядового современника, полного ощущения неразрешимости жизненных противоречий, внутренней неуверенности. Его образы не обладают ренессансной Значительностью и яркостью, но им свойственны психологическая насыщенность и жизненная острота. В противоположность парадным портретам Бронзино портреты Сальвиати (созданные в основном в 1530—1540-е годы) носят более частный, интимный характер. Лишь немногие из них: так называемый «Поджо Браччолини» (вероятно, автопортрет; Рим, галерея Колонна), «Кардинал Червини-Спанокки», который ранее приписывался Понтормо (Рим, галерея Боргезе), портрет скульптора (Вена) — выдают стремление к торжественности и репрезентативности.

Но в ряде портретов Сальвиати — «Неизвестный с письмом» (Уффици), «Неизвестный» (Рим, галерея Корсини), «Мужской портрет» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) — его герои предстают перед нами на нейтральном фоне в почти случайной, мгновенно схваченной позе, как бы оставшись наедине с собой погруженными в меланхолическую задумчивость; иногда они рассеянно разворачивают письмо или сжимают в руках перо. Строгость, почти монохромность колорита, в котором серые или оливковые тона фона сочетаются с темными тонами одежды, острая, беспокойная изломанность резко отчеканенной линии силуэта подчеркивают интенсивность и противоречивую сложность внутренней жизни, тонкую психологическую выразительность болезненно-задумчивых лиц.

Иногда Сальвиати достигает такой необычной остроты и конкретности трактовки образа рядового современника, что его портреты могут найти аналогии только у художников венецианской террафермы. Так, портрет Андреа Бандини (Филадельфия, собрание Джонсон), в котором внутренняя утонченность, лихорадочное беспокойство сочетаются с бюргерской обыденностью облика, вызывает в памяти портреты Морони. Большая острота передачи внешнего облика, мгновенно схваченной ситуации и одновременно внутренний драматизм характеризуют и один из наиболее искренних и интимно-непосредственных портретов мастера — его поздний автопортрет (1550-е годы; Уффици).

Портреты Сальвиати убедительно свидетельствуют о неоднородности маньеризма, о том, что в искусстве феодально-католических центров рядом с официальным направлением сохраняются реалистические тенденции, частичный интерес к рядовому современнику, к внутреннему миру человека. Позднее, во второй половине 16 века, эти тенденции вызывают сложение жанра интимно-психологического автопортрета. Но в целом эти устремления постоянно подавлялись господствующими принципами придворной культуры, не могли найти почвы для широкого развития.

С 1530 года Франческо де Росси состоял на службе у римского кардинала Сальвиати, фамилию которого принял. Во второй четверти 16 столетия Франческо Сальвиати и Джордже Вазари были крупнейшими мастерами монументальной живописи во Флоренции. Фрески Сальвиати обнаруживают более тесную связь с господствующими тенденциями маньеристического искусства, чем его портреты. Лучшие из них — цикл «История Камилла» в Зале аудиенций Палаццо Веккьо (начатый в 1544 году), фрески в Сан Марчелло дель Корсо в Риме (конец 1540-х годов) — выгодно отличаются от других монументальных росписей маньеристов своей изысканной декоративностью. Но в более поздних его работах, особенно в посвященном папе Павлу III цикле в палаццо Фарнезе (1553 — 1554), ставшем образцом для всех римских маньеристов, появляется тяжеловесная пышность и риторичность. Скончался Сальвиати в Риме в 1563 году.





История искусства | Живопись | Скульптура | Фотоискусство | Библиотека | Астрология | Магия | Карта сайта

При использовании материалов упоминание проекта Виртуальный художественно-исторический музей приветствуется!
Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне сайта, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами .
От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.
Бронзино Картины
Художники России

Дизайн Bottom



Copyright 2004-2017 © Small Bay Ltd