Виртуальный музей Арт Планета Small Bay
Боттичелли Венера и Марс

Венера и Марс

1482-1483 годы. Национальная галерея, Лондон.

Sandro Botticelli. Боттичелли Сандро, картины и фрески ►

Искусство Италии 15 века. Ренессанс.
Картина художника Сандро Боттичелли «Венера и Марс». Размер картины 69 x 173,5 см, дерево, темпера. Композиция имеет вытянутую по горизонтали форму наподобие расписной крышки для свадебного сундука – кассоне или же панели, которые вставляли в мебель; в данном случае речь может идти о ложе новобрачных, т.к. картина была написана к свадьбе кого-то из семьи Веспуччи. Программа произведения составлена гуманистом, она опиралась на астрологическую интерпретацию мифов, характерную для неоплатоников, где планеты выступали в морализирующем аспекте: нежная и ласковая Венера властвует над агрессивным Марсом, смягчая его свирепость. Будучи предназначенной для бракосочетания, эта картина художника служила своего рода куртуазным комплиментом молодой супруге клана Веспуччи.
В композиционной схеме «Венеры и Марса» Сандро Боттичелли использовал барельеф с того же античного саркофага, который послужил моделью для головы Кентавра в картине «Афина Паллада и Кентавр». Художник перевел его на язык линейной живописи с ритмом контуров, удивительно стройным в их повторах и пересечениях. Колорит в картине Сандро Боттичелли отличается изящной сдержанностью. Центральная сцена, строящаяся на равновесии покоя и напряженности, окружена резвящимися маленькими сатирами. Тихим аккомпанементом ей звучат приглушенные тона в передаче природы. В картине можно усмотреть и аллегорию (Venus Humanitas): Венера (гуманистическая мысль) благотворно действует на распри и безудержную стихию, усмиряя грубую природу (Марс). Помимо того, в соответствии с гуманистическими воззрениями, от союза Венеры и Марса – любви и борьбы – рождается Гармония.

Перейти к следующей работе мастера ►