Виртуальный музей Арт Планета Small Bay
Автопортрет Леонардо да Винчи

Автопортрет Леонардо да Винчи

1512 год. Библиотека Реале, Турин.

Leonardo da Vinci. Леонардо да Винчи, его картины и творчество ►

Искусство Италии 15 и 16-го веков
Автопортрет Леонардо да Винчи, портрет создан художником в возрасте 60 лет. Собственно, это рисунок на бумаге, размером 34,3 x 24,5 см, сангина, перо. Среди всех рисунков Леонардо да Винчи высшим достижением художника может считаться исполненный в последние годы жизни туринский автопортрет. Это образ человека огромной внутренней мощи, но черты его лица несут на себе отпечаток горечи, порожденной не только трудной личной судьбой, но и трагедией эпохи.

В качестве основателя искусства Высокого Ренессанса, по существу, выступил один мастер, Леонардо да Винчи, и глубоко симптоматично, что он, как никто другой, оказался во всеоружии высших достижений материальной и духовной культуры своего времени во всех ее областях. Вклад художника Леонардо да Винчи в искусство Высокого Возрождения можно сопоставить с ролью Джотто и Мазаччо, зачинателей предшествующих этапов ренессансного искусства, с тем отличием, что соответственно условиям новой эпохи и большему размаху дарования Леонардо значение его искусства стало несравненно более широким.

Автопортрет Леонардо да Винчи
Автопортрет Леонардо да Винчи (атрибуция подтверждена историком Карло Педретти), 1505,
Музей древнего народа Лукании, Вальо-Базиликата, Италия

Леонардо да Винчи родился в 1452 году в селении Анкиано близ города Винчи, неподалеку от Флоренции. Он был внебрачным сыном зажиточного флорентийского нотариуса Пьеро да Винчи, мать его – простая крестьянка. Художественные способности проявились у Леонардо очень рано, и, когда в 1469 году он вместе с семьей перебрался во Флоренцию, отец отдал его в обучение к Андреа Верроккьо. Мастерская Верроккьо была одним из очагов разностороннего художественного образования, принципы которого сложились на протяжении кватроченто. Наряду с живописью, скульптурой и ювелирным искусством здесь изучали архитектуру и строительное дело.

По давнему обычаю ученики помогали мастеру в выполнении его заказов, и это, в частности, сильно затрудняет определение авторства или меры участия Леонардо в работах данного периода, нередко выполнявшихся вместе с учителем и другим его известным учеником – Лоренцо ди Креди (1459–1537). Поэтому атрибуция леонардовских произведений 1470-х годов пока что не может считаться окончательной. Самыми ранними живописными работами художника этого десятилетия ныне считаются приписывавшиеся прежде самому Верроккьо картина «Благовещение» (Галерея Уффици, Флоренция) и портрет Джиневры де Бенчи (Национальная галерея искусства, Вашингтон).