Арт Small Bay
Леонардо да Винчи Тайная вечеря Копия

Копия фрески Тайная вечеря

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Конец 16 века. Музей Леонардо да Винчи, Тонжерло. Ренессанс.

Leonardo da Vinci. Леонардо да Винчи, его картины и творчество →

Искусство Италии 15 и 16-го веков
Копия фрески художника Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (центральный фрагмент). В создании реставрационной версии-копии фрески принимали участие несколько художников. Размер картины 418 x 794 см, холст, масло. Особая глубина, эмоциональная многозначность содержания фрески связаны с внутренней динамикой ее драматического построения. Изображение это не представляет застылой фиксации какого-то одного мгновения, вырванного из общего временного потока. Напротив, кажется, что действие развертывается у нас на глазах, ибо в этой трагедии одновременно содержится и кульминация (то есть момент высшего драматического порыва), выраженная в образах апостолов, и ее разрешение, которое представляет образ Христа, исполненного спокойного сознания неизбежности ожидающей его судьбы. Но, сообщив полную меру выразительности каждому из действующих лиц, Леонардо да Винчи сохранил в своей огромной многофигурной фреске «Тайная вечеря» ощущение поразительной целостности и единства. Единство это достигнуто в первую очередь безусловным главенством центрального образа — Христа. В нем причина раскрывающегося перед нами конфликта, к нему обращены все чувства его учеников. Изобразительно его ведущая роль подчеркнута тем, что Христос помещен в самом центре композиции, на фоне светлого проема двери, и притом словно в одиночестве — его фигура отделена от апостолов пространственными интервалами, в то время как сами они объединены по трое в различные группы по обеим сторонам от Христа. Он представляет также центр пространственного построения фрески: если мысленно продолжить уходящие в перспективу линии стен и висящих на них ковров, то они сойдутся непосредственно над годовой Христа. Эта централизация выражена, наконец, колористически. Господствующее в цветовой гамме фрески сочетание синего и красного в своем наиболее интенсивном звучании дано в синем плаще и красном хитоне Христа; в ослабленном виде оно варьируется в разных оттенках в одеждах апостолов. Необходимо указать на новые приемы связи фрески «Тайная вечеря» с архитектурно-пространственным комплексом, в котором она помещена. В 15 веке мастер-фрескист, используя предоставленную ему стену, редко стремился к активному воздействию своего произведения на весь архитектурно-художественный ансамбль. Леонардо же, располагая фреску на торцовой стене вытянутого в длину зала, учел в перспективном построении своей композиции, в ее масштабе, в расположении стола и фигур наиболее выгодные возможности для ее восприятия. Не прибегая к иллюзионистическим приемам перехода реального пространства в изображаемое, Леонардо да Винчи добился за счет мощной централизации образного и композиционного построения такого Эффекта, когда огромное помещение трапезной оказалось подчиненным самой фреске, увеличивая монументальность ее образов и силу ее воздействия. Стенная живопись 15 века не знала столь уверенного господства над большими пространствами, и Леонардо да Винчи в этом отношении проложил путь фресковым ансамблям таких величайших мастеров итальянского Высокого Возрождения, как Микеланджело и Рафаэль.
История искусства. Далее →