Арт Small Bay
Эль Греко Поклонение пастухов

Поклонение пастухов

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
1610. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

El Greco. Эль Греко, все картины →

Живопись позднего возрождения и маньеризма
Картина испанского художника Эль Греко «Поклонение пастухов», как и многие другие картины живописца, продолжает жанр религиозной библейской тематики. Размер картины 145 x 101 см, холст, масло. Для творческой эволюции Эль Греко характерно нарастание мистицизма и трагического чувства обреченности. В его поздних произведениях образы становятся все более ирреальными, болезненно-фантастическими. Деформированные фигуры в своей предельной экстатичности напоминают взвивающиеся к небу языки пламени. Одежды и драпировки, окутывающие бесплотные тела, словно живут своей жизнью, подчинены особому ритму движения. То внезапно вспыхивающий, то скользящий свет, эмоциональное воздействие которого у Эль Греко исключительно велико, разрушает материальность форм. Колорит, теряя яркость красок, приближается к монохромному, приобретает специфический пепельно-серый тон. Картины, написанные в этот период, — само воплощение исступленного духовного порыва, дематериализации образа: «Сошествие святого Духа» (после 1610; Прадо); «Поклонение пастухов» (1609—1610; Нью-Йорк, Метрополитен-музей), «Встреча Марии и Елизаветы» (1614; Думбартон-Окс).

Только в Испании в период крушения мировой империи и торжества феодальной и католической реакции могло развиться искусство Эль Греко — само воплощение той катастрофы, которая завершает эпоху Возрождения. Вместе с тем создание искусства подобного размаха было возможно лишь для мастера, овладевшего всеми достижениями позднеренессансной культуры в ее наиболее сложном и глубоком — итальянском варианте. Тенденции кризисного порядка, получившие распространение в искусстве позднего Возрождения, особенно венецианской школы, находят продолжение в творчестве Эль Греко, но с тем отличием, что линия спиритуалистического восприятия получает у Эль Греко свое крайнее выражение. Образ человека наделен у Эль Греко повышенной одухотворенностью, но он лишен героического начала, свойственного, например, персонажам картин Тинторетто; удел героев художника Эль Греко — слепая покорность высшим божественным или мистическим силам.

История искусства периода позднего возрождения и маньеризма. Далее →

Top Mail.ru