Арт Small Bay
Пармиджанино Мадонна с длинной шеей

Мадонна с длинной шеей

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
1534-1540. Галерея Уффици, Флоренция.

Parmigianino. Пармиджанино, его картины и творчество →

Искусство Италии 16-го века
Картина Пармиджанино «Мадонна с длинной шеей». Размер работы мастера 216 x 132 см, дерево, масло. Пармиджанино унаследовал от художников XV века - таких как Рафаэль и Перуджино - статичную гармонию, но внес и свои композиции движение и вибрацию. Эта тенденция часто называется маньеризмом, благодаря ее сознательной стилизации и отказу от уравновешенных пропорций ренессансной живописи. Изящные картины итальянского мастера служат примером раннего маньеризма. Многофигурным сценам художник предпочитал композиции с изображением лишь нескольких фигур, подчеркнуто грациозных и томных.

Родившийся к Парме - откуда и происходит его имя - Пармиджанино, почти всю жизнь провел в своем родном городе. Однако представленная здесь картина написана после пребывания художника в Риме, где он изучал работы Рафаэля и других мастеров. Синтезом исканий этих лет является знаменитая «Мадонна с длинной шеей», в которой все нарочито причудливо и нереально: и неправдоподобно вытянутые пропорции тела мадонны, его странный волнообразный изгиб, и сверхъестественный пространственный разрыв между недописанным архитектурным фоном и фигурами богородицы и ангелов на первом плане, и переливчатый холодный колорит.

Франс Франкен Младший Frans Francken the Younger

У Пармиджанино появляются уже и определенные каноны воплощения его идеала: вытянутость пропорций человеческой фигуры, текучая, причудливо изгибающаяся линия силуэта, подчиненная, как и весь композиционный строй картины, сложной совокупности змеевидных ритмов. Этот принцип «змеевидной фигуры» стал одной из главных изобразительных формул маньеризма и полвека спустя был разработан в теоретических трудах Ломаццо.

По мнению некоторых искусствоведов «Мадонна с длинной шеей», в которой субъективность творческой фантазии художника, его стремление к произвольности изобразительного языка достигают своей кульминации, убедительно свидетельствует и о бесплодности программы мастера. Его идеал носит отпечаток не только отвлеченности, но и внутренней незначительности: фигура мадонны, заполняющая почти всю плоскость холста отличается манерной грацией изящной хрупкой статуэтки.

История искусства периода маньеризма. Далее →

Top Mail.ru