Арт Small Bay
Эйтевал Евангелист Лука

Евангелист Лука

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
1615. Рейксмузеум, Амстердам.

Wtewael Joachim. Эйтевал Иоахим, все картины →

Живопись маньеризма
Картина голландского живописца Иоахима Эйтевала «Евангелист Лука». Размер картины 68 х 50 см, медь, масло. Лука, евангелист, по преданию один из семидесяти учеников Христа. Самое имя его — от римского Lucanus или Lucilius — указывает на его языческое происхождение: Лука был одним из первых образованных язычников, принявших благовестие Христа. По своему занятию он был врач. "Возлюбленным врачом" называет его в своих посланиях апостол Павел, пользовавшийся его помощью во время своих болезней. О жизни Луки известно немного.

По свидетельству Евсевия, Иepoнима и других, Лука обыкновенно жил в Антиохии Сирийской, там узнал апостола Павла и, сделавшись преданным его последователем и сотрудником, сопровождал его в путешествиях и, между прочим, в морском путешествии в Рим, во время которого совершилось столь подробно и красноречиво описанное им кораблекрушение. Древность единогласно приписывала Луке два творения: Евангелие и Деяния апостольские. В обоих этих творениях обнаруживается искусная рука историка, который при необычайной точности и сжатости повествования умел давать картинное и притом прагматически мотивированное повествование. Евангелие Луки цитуется уже у древних писателей — Иустина Философа, Тертуллиана и других; о Деяниях впервые упоминается в послании церкви вьеннской и лионской (Евсевий, 5, 2), а затем книга эта цитуется у святого Иринея, Климента Александрийского, Тертуллиана и других. Ввиду отсутствия в обеих книгах ясных указаний на разрушение Иерусалима многие полагают, что они написаны еще до этого события; Блеек, Кейм, Гольцман и некоторые другие писатели относят их к более позднему времени.

Критика в лице главных представителей тюбингенской школы пыталась подвергнуть сомнению подлинность и историческую достоверность как Евангелия, так и особенно Деяний, в которых многое объявлялось неисторическим и самопротиворечивым; но такое мнение критики основывалось главным образом на отрицании всего сверхъестественного, и ее доводы скоро потеряли значение, особенно когда благодаря новейшим исследованиям и раскопкам на месте городов, описываемых евангелистом Лукой в качестве спутника во время путешествий апостола Павла, подтвердились многие исторические и бытовые указания, которые раньше считались недостоверными и противоречащими древним свидетельствам. Источник статьи: Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.

История искусства периода маньеризма. Далее →

Top Mail.ru