Виртуальный музей Арт Планета Small Bay
Эйтевал Евангелист Марк

Евангелист Марк

1615. Рейксмузеум, Амстердам.

Wtewael Joachim. Эйтевал Иоахим, все картины ►

Живопись маньеризма
Картина голландского художника Иоахима Эйтевала «Евангелист Марк». Размер картины 68 х 50 см, медь, масло. Евангелист Марк – один из четырех евангелистов, по происхождению иудей, но еще юношей примкнул к общине христиан, так как его мать Мария была одной из горячих последовательниц Христа и ее дом был местом собраний верующих в Него (Деяния XII, 12). Он первоначально носил имя Иоанна, затем двойное Иоанна-Марк; впоследствии за ним утвердилось это последнее имя, как признак его близкого соотношения с римским миром. Еще в юности он принимал участие в миссионерских трудах св. апостола Павла и Варнавы (последнему он доводился племянником), а впоследствии сделался неразлучным спутником и участником трудов апостола Петра, который именует его "своим сыном" (1 Петр, V, 13). Как с апостолом Петром, так и с апостолом Павлом Марк бывал в Риме (2 Тим., IV, 11); позже переселился в Александрию, где основал церковь, был ее первым епископом и потерпел мученическую кончину.

Память святого Марка чтится 25 апреля. Принадлежащее ему и носящее его имя Евангелие (второе в четвероевангелии) в древности единогласно признавалось подлинным и считалось воспроизведением того, что Марк слышал от апостола Петра, как своего учителя. По выражению блаженного Иеронима, "при составлении этого Евангелия Петр рассказывал, Марк писал". Самая живость, картинность и оригинальность повествования, составленного по своеобразному плану, говорит в пользу того, что Евангелие от Марка самобытно, а не плод позднейшей компиляции. Евангелие от Марка по всем признакам было предназначено для христиан из язычников и особенно для римских христиан, как это видно из отсутствия ссылок на Ветхий Завет и вообще таких мест, которые были бы особенно интересны для иудеев, например, столь любимых иудеями генеалогий, указаний на значение Моисеева закона и пр.

Напротив, в Евангелии Марка много таких пояснений, которые были совершенно излишни для иудеев, но необходимы для язычников (например, замечание об обычае евреев умывать руки перед едой – VII, 3 и 4). Указание на предназначение Христа для всего мира, а также замечание, что храм должен быть местом молитвы для всех народов (XI, 17) – все это ясно свидетельствует о том, что Евангелие от Марка предназначалось для новообращенных язычников. Местом написания Евангелия признается обыкновенно Рим, чем и объясняются нередко употребляемые в нем латинские слова. По мнению святого Иоанна Златоуста, Евангелие написано в Александрии. О времени написания Евангелия Марка свидетельства разноречивы: большинство относит его к половине I века, а Евсевий указывает точно и самую дату – 43 год от Рождества Христова. Источник статьи: Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.

Перейти к следующей работе мастера ►