Арт Small Bay

Билибин Иван Яковлевич
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Билибин Иван Яковлевич – русский художник, график, театральный художник, член «Мира искусства», автор картин и красочных иллюстраций к русским сказкам и былинам в декоративно-графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского народного и средневекового искусства; один из крупнейших мастеров национально-романтического направления в русском варианте стиля модерн.

Билибин Иван-царевич и Жар-птица
Иван-царевич и Жар-птица,
1899
Билибин Василиса Прекрасная покидает избу Бабы Яги
Василиса Прекрасная покидает избу Бабы Яги, 1900 год
Билибин Василиса Прекрасная и белый всадник
Василиса Прекрасная и белый всадник, 1900 год
Билибин Красный всадник
Красный всадник, Иллюстрация к сказке "Василиса Прекрасная", 1900

Родился 4 августа 1876 в имении Тарховка близ Петербурга. Выходец из старинного купеческого рода. В 1898 году Билибин обучался живописи в студии А. Ажбе в Мюнхене, затем в 1899–1900 годах учился в школе-мастерской княгини М.К. Тенишевой у Ильи Ефимовича Репина.

Жил в Петербурге, был активным членом объединения «Мир искусства». Огромное значение для формирования его таланта имели предпринятые по заданию этнографического отдела Русского музея путешествия по северным губерниям (1902–1904 годы), изучение памятников тамошнего зодчества и декоративного искусства. Свои впечатления Билибин обобщил не только в образах, но в ряде статей («Народное творчество русского Севера», 1904; и других публикациях о искусстве и этнографиии).

Иллюстрируя с 1899 года сказки и былины («Василиса прекрасная», «Сестра Аленушка и братец Иванушка», «Финист Ясный Сокол» и другие, пушкинские сказки о царе Салтане и Золотом петушке), создал в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, свой «билибинский стиль» книжного дизайна, основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры.

Билибин Баба Яга
Баба Яга,
1900 год
Билибин Черный всадник
Черный всадник, Иллюстрация к сказке "Василиса Прекрасная"
Билибин Иван-царевич
Иван-царевич,
1899 год

Эти графические циклы, впечатляющие своим орнаментальным богатством, до сих пор пользуются большой популярностью среди детей и взрослых благодаря многочисленным переизданиям. То же национально-романтическое настроение (сам мастер причислял себя именно к «художникам-националистам») доминирует и в его сценографии, которой он успешно занимался с 1904, работая в антерпризе С. П. Дягилева, московского Оперного театра С. И. Зимина. Билибинские «пряничные» царства, впрочем, действительно романтичны – в том смысле, что откровенно ирреальны, пронизаны лукавой иронией, лишены всякой апологетики.

Уильям Голд William Gold

Придерживаясь антимонархически-либеральных убеждений, художник охотно принял участие в сатирических журналах «Жупел» и «Адская почта», появившихся в период Первой русской революции 1905 года. Его политические гротески выделяются своим злым сарказмом, беспощадным к существующему строю. Такова, в частности, карикатура на Николая II («Осел в 1/20 натуральной величины»,1906), за которую он был подвергнут краткому административному аресту.

Билибин Вольга и Микула Селянинович
Вольга и Микула Селянинович, 1940, Русский музей
Билибин  Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну
Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну, 1941, ГРМ
Билибин Илья Муромец и Соловей-разбойник
Илья Муромец и Соловей-разбойник, 1940, Русский музей
Билибин Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Билибин Иван-царевич и рать сила побитая
Иван-царевич и рать – сила побитая
Билибин Дети и белая уточка
Дети и белая уточка

Когда свершилась большевистская революция, Билибин ее не принял: участвовал в агитпропаганде деникинского правительства, в 1920 эвакуировался вместе с Белой армией из Новороссийска, жил в Каире и Александрии, затем, в 1925 году переехал в Париж. Продолжал активно работать в книжном искусстве и сценографии, создал немало красочных панно для украшения частных домов и ресторанов. Его декоративная манера – узорчатая, экзотически броская – стала своеобразным эталоном «стиля рюсс», то есть «русского стиля», за рубежом, питая ностальгические воспоминания. Оформил также ряд православных храмов в Египте и Чехословакии.

«Национально-большевистский» поворот в политике, распространение идей «советского патриотизма», характерных для сталинской эпохи, способствовали возвращению Билибина на родину. Украсив советское посольство в Париже монументально-патриотическим панно «Микула Селянинович» (1935–1936), он вновь поселился в Ленинграде.

Билибин Илья Муромец и Святогор
Илья Муромец и богатырь Святогор, 1940, Русский музей
Билибин Афиша русского балета
Афиша русского балета в Монте-Карло, Национальная библиотека Австралии
Билибин Комар
Комар,
Сказка о царе Салтане
Билибин Сказка о царе Салтане
Сказка о царе Салтане
Билибин Сказка о золотом петушке
Сказка о золотом петушке
Билибин Белая уточка
Белая уточка

В последнее десятилетие своей жизни Билибин преподавал во Всероссийской академии художеств, по-прежнему выступая в амплуа книжного и театрального художника: вновь оформил «Сказку о царе Салтане» (как оперу Н.А. Римского-Корсакова в Государственном театре оперы и балета имени С.М. Кирова, 1936–1937, и как книжку А.С. Пушкина, вышедшую в те же годы в Гослите). Сергей Эйзенштейн задумал привлечь его как художника к работе над фильмом «Иван Грозный», но смерть Билибина в блокадном Ленинграде не позволила осуществиться этой идее. Билибин Иван Яковлевич умер 7 февраля 1942 года. Статья М. Н. Соколова из Энциклопедии Кирилла и Мефодия (km.ru).

Билибин Вольга с дружиной
Вольга Святославич с дружиной
Билибин Царь и царица
Царь и царица, былина "Вольга"
Билибин Княгиня в тереме
Княгиня на теремной башне
Билибин Иллюстрация к сказке
Иллюстрация к сказке Василиса Прекрасная, 1900, Русский музей
Билибин Царские палаты
Царские палаты
Сказка Золотой петушок
Билибин Бояре
Бояре, 1905,
Русский музей
Камиль Кловис Труй Camille Clovis Trouille