ArtLine

Билибин Иван Яковлевич
Картины и биография

Билибин Иван Яковлевич – русский живописец, график, театральный художник, член «Мира искусства», автор картин и красочных иллюстраций к русским сказкам и былинам в декоративно-графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского народного и средневекового искусства; один из крупнейших мастеров национально-романтического направления в русском варианте стиля модерн.

Иллюстрации «Сказка об Иване Царевиче, Жар-Птице и Сером Волке»
Издательство «Экспедиция заготовления государственных бумаг», СПб. 1899 год

Билибин Царь и сыновья
Царь и сыновья
Билибин Иван-царевич
Иван Царевич на распутье
Билибин Иван-царевич и Жар-птица
Иван Царевич и Жар-птица
Билибин Иван Царевич прощается с Серым Волком
Иван прощается с Серым Волком
Билибин Серый Волк и мертвый Иван Царевич
Серый Волк и мертвый Иван
Билибин Иван Царевич и Елена Прекрасная
Иван Царевич и Елена Прекрасная

Родился Билибин 4 августа 1876 года в имении Тарховка близ Петербурга. Выходец из старинного купеческого рода. В 1898 году Билибин обучался живописи в студии А. Ажбе в Мюнхене, затем в 1899-1900 годах учился в школе-мастерской княгини М.К. Тенишевой у Ильи Ефимовича Репина.

Билибин жил в Петербурге, был активным членом объединения «Мир искусства». Огромное значение для формирования его таланта имели предпринятые по заданию этнографического отдела Русского музея путешествия по северным губерниям (1902-1904 годы), изучение памятников тамошнего зодчества и декоративного искусства. Свои впечатления от поездки по Северу Российской империи Билибин обобщил не только в образах, но в ряде статей («Народное творчество русского Севера», 1904 год; и других публикациях о искусстве и этнографиии).

Иллюстрации к сказке «Марья Моревна», 1900 год

Билибин Иван Царевич и его дочери
Встреча гостя
Билибин Иван Царевич и рать сила побитая
Иван и рать – сила побитая
Билибин Встреча Марьи Моревны и Царевича
Марья Моревна и Иван Царевич
Билибин Иван Царевич и заморская птица
Иван Царевич и заморская птица
Билибин Иван Царевич спасает Марью Моревну
Иван спасает Марью Моревну
Билибин Кащей Бессмертный
Кащей Бессмертный в погоне

Иллюстрируя с 1899 года сказки и былины («Василиса прекрасная», «Сестра Аленушка и братец Иванушка», «Финист Ясный Сокол» и другие, пушкинские сказки о царе Салтане и Золотом петушке), художник создал в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, свой «билибинский стиль» книжного дизайна, основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры.

Эти графические циклы, впечатляющие своим орнаментальным богатством, до сих пор пользуются большой популярностью среди детей и взрослых благодаря многочисленным переизданиям. То же национально-романтическое настроение (сам мастер причислял себя именно к «художникам-националистам») доминирует и в его сценографии, которой он успешно занимался с 1904 года, работая в антерпризе С. П. Дягилева, московского Оперного театра С. И. Зимина. Билибинские «пряничные» царства, впрочем, действительно романтичны – в том смысле, что откровенно ирреальны, пронизаны лукавой иронией художника, лишены всякой апологетики.

Иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная», 1900 год

Билибин Василиса Прекрасная и белый всадник
Василиса и белый всадник
Билибин Красный всадник
Красный всадник
Билибин Черный всадник
Черный всадник
Билибин Баба Яга
Баба Яга
Билибин Василиса покидает избу Бабы Яги
Василиса покидает избу Бабы Яги
Билибин Василиса Прекрасная эпилог сказки
Василиса Прекрасная, эпилог

Картины Билибина Часть 1 ►

Картины Билибина Часть 2 ►

Картины Билибина Часть 3 ►

Giovanni Battista Tiepolo