Арт Small Bay

Билибин Иван Яковлевич
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Билибин Иван Яковлевич – русский живописец, график, театральный художник, член «Мира искусства», автор картин и красочных иллюстраций к русским сказкам и былинам в декоративно-графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского народного и средневекового искусства; один из крупнейших мастеров национально-романтического направления в русском варианте стиля модерн.

Иллюстрации «Сказка об Иване Царевиче, Жар-Птице и Сером Волке»
Издательство «Экспедиция заготовления государственных бумаг», СПб. 1899 год

Билибин Царь и сыновья
Царь и сыновья
Билибин Иван-царевич
Иван Царевич на распутье
Билибин Иван-царевич и Жар-птица
Иван Царевич и Жар-птица
Билибин Иван Царевич прощается с Серым Волком
Иван прощается с Серым Волком
Билибин Серый Волк и мертвый Иван Царевич
Серый Волк и мертвый Иван Царевич
Билибин Иван Царевич и Елена Прекрасная
Иван Царевич и Елена Прекрасная

Родился Билибин 4 августа 1876 в имении Тарховка близ Петербурга. Выходец из старинного купеческого рода. В 1898 году Билибин обучался живописи в студии А. Ажбе в Мюнхене, затем в 1899–1900 годах учился в школе-мастерской княгини М.К. Тенишевой у Ильи Ефимовича Репина.

Иллюстрации к сказке «Марья Моревна», 1900 год

Билибин Иван Царевич и его дочери
Иван Царевич и дочери встречают гостя
Билибин Иван Царевич и рать сила побитая
Иван Царевич и рать – сила побитая
Билибин Встреча Марьи Моревны и Царевича
Марья Моревна и Иван Царевич
Билибин Иван Царевич и заморская птица
Иван Царевич и заморская птица
Билибин Иван Царевич спасает Марью Моревну
Иван Царевич спасает Марью Моревну
Билибин Кащей Бессмертный
Кащей Бессмертный бросается в погоню

Билибин жил в Петербурге, был активным членом объединения «Мир искусства». Огромное значение для формирования его таланта имели предпринятые по заданию этнографического отдела Русского музея путешествия по северным губерниям (1902–1904 годы), изучение памятников тамошнего зодчества и декоративного искусства. Свои впечатления Билибин обобщил не только в образах, но в ряде статей («Народное творчество русского Севера», 1904; и других публикациях о искусстве и этнографиии).

Иллюстрируя с 1899 года сказки и былины («Василиса прекрасная», «Сестра Аленушка и братец Иванушка», «Финист Ясный Сокол» и другие, пушкинские сказки о царе Салтане и Золотом петушке), художник создал в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, свой «билибинский стиль» книжного дизайна, основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры.

Иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная», 1900 год

Билибин Василиса Прекрасная и белый всадник
Василиса Прекрасная и белый всадник
Билибин Красный всадник
Красный всадник
Билибин Черный всадник
Черный всадник
Билибин Баба Яга
Баба Яга
Билибин Василиса покидает избу Бабы Яги
Василиса покидает избу Бабы Яги
Билибин Василиса Прекрасная эпилог сказки
Василиса Прекрасная, эпилог сказки

Эти графические циклы, впечатляющие своим орнаментальным богатством, до сих пор пользуются большой популярностью среди детей и взрослых благодаря многочисленным переизданиям. То же национально-романтическое настроение (сам мастер причислял себя именно к «художникам-националистам») доминирует и в его сценографии, которой он успешно занимался с 1904, работая в антерпризе С. П. Дягилева, московского Оперного театра С. И. Зимина. Билибинские «пряничные» царства, впрочем, действительно романтичны – в том смысле, что откровенно ирреальны, пронизаны лукавой иронией, лишены всякой апологетики.

Иллюстрации к сказке «Перышко Финиста Ясна Сокола», 1900 год

Билибин Старик едет на ярмарку
Старик отправляется на ярмарку
Билибин В церкви
В церкви
Билибин Марьюшка у избы Бабы Яги
Марьюшка у избы Бабы Яги
Билибин Марьюшка ищет Финиста
Марьюшка ищет Финиста Ясна Сокола
Билибин Марьюшка и Финист
Марьюшка плачет над Финистом
Билибин Эпилог сказки
Эпилог сказки о Финисте

Придерживаясь антимонархически-либеральных убеждений, художник охотно принял участие в сатирических журналах «Жупел» и «Адская почта», появившихся в период Первой русской революции 1905 года. Его политические гротески выделяются своим злым сарказмом, беспощадным к существующему строю. Такова, в частности, карикатура на Николая II («Осел в 1/20 натуральной величины»,1906), за которую он был подвергнут краткому административному аресту.

Когда свершилась большевистская революция, Билибин ее не принял: участвовал в агитпропаганде деникинского правительства, в 1920 эвакуировался вместе с Белой армией из Новороссийска, жил в Каире и Александрии, затем, в 1925 году переехал в Париж. Продолжал активно работать в книжном искусстве и сценографии, создал немало красочных панно для украшения частных домов и ресторанов. Его декоративная манера – узорчатая, экзотически броская – стала своеобразным эталоном «стиля рюсс», то есть «русского стиля», за рубежом, питая ностальгические воспоминания. Оформил также ряд православных храмов в Египте и Чехословакии.

Иллюстрации «Сказка о царе Салтане», 1905 год

Билибин Сказка о царе Салтане
Царь Салтан
Билибин Гвидон и остров Буян
Гвидон и остров Буян
Билибин Комар
Комар
Билибин Черномор и 33 богатыря
Черномор и 33 богатыря
Билибин Бояре
Бояре
Билибин Пир
Пир, конец сказки

Иллюстрации «Сказка о золотом петушке», 1906 год

Билибин Сказка о золотом петушке
Сказка о золотом петушке
Билибин Царские палаты
Палаты во дворце Дадона
Билибин Рать царя Дадона
Рать царя Дадона
Билибин Царь Дадон в походе
Царь Дадон отправился в поход
Билибин Царь Дадон и Шамаханская царица
Царь Дадон и Шамаханская царица
Билибин Дадон убивает звездочета
Дадон убивает мудреца-звездочета

«Национально-большевистский» поворот в политике, распространение идей «советского патриотизма», характерных для сталинской эпохи, способствовали возвращению Билибина на родину. Украсив советское посольство в Париже монументально-патриотическим панно «Микула Селянинович» (1935–1936), он вновь поселился в Ленинграде.


Реальный формат этого HD Video на ютубе 1280x720px ► https://youtu.be/pvUFjbSXeMk

В последнее десятилетие своей жизни Билибин преподавал во Всероссийской академии художеств, по-прежнему выступая в амплуа книжного и театрального художника: вновь оформил «Сказку о царе Салтане» (как оперу Н.А. Римского-Корсакова в Государственном театре оперы и балета имени С.М. Кирова, 1936–1937, и как книжку А.С. Пушкина, вышедшую в те же годы в Гослите). Сергей Эйзенштейн задумал привлечь его как художника к работе над фильмом «Иван Грозный», но смерть Билибина в блокадном Ленинграде не позволила осуществиться этой идее. Билибин Иван Яковлевич умер 7 февраля 1942 года. Статья М. Н. Соколова из Энциклопедии Кирилла и Мефодия (km.ru).

Яндекс.Метрика