Арт Small Bay
Художники Италии

Дизайн Bottom

Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Борисов-Мусатов Окно
Окно, 1886 год,
Третьяковская галерея
Борисов-Мусатов Розы и сережки
Розы и сережки, 1903,
Художественный музей, Саратов
Борисов-Мусатов Автопортрет с сестрой
Автопортрет с сестрой,
1898, Русский музей

Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович, русский художник. Один из самых значительных мастеров символизма в русской живописи. Родился в 1870 году в Саратове. Выходец из семьи железнодорожника. С 1890 года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова в 1891-1893 годах, а также в студии Ф. Кормона в 1895-1898 в Париже. С 1898 жил главным образом в Саратове, с 1903 года — в Подольске и Тарусе.

Испытав влияние П. Пюви де Шаванна и отчасти мастеров импрессионизма, Борисов-Мусатов соединил тончайшее чувство природной световоздушной среды с поэтической фантазией, преображающей эту среду в поле миражей и ностальгических грез. Уже в ранних пленэрных этюдах-картинах Борисова-Мусатова живет ощущение волнующей, неизъяснимой тайны («Окно», 1886, Третьяковская галерея).

Главным мотивом, сквозь который для художника открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, становятся «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно он работал в имениях Слепцовка и Зубриловка в Саратовской губернии).

Плавные, «музыкальные» ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна. В большинстве своих работ мастер предпочитает маслу акварель, темперу или пастель, добиваясь особой, «тающей» легкости мазка.

Борисов-Мусатов Весна
Весна, 1901,
Русский музей
Борисов-Мусатов Девушка в желтой шали
Девушка в желтой шали,
1904, Третьяковская галерея
Борисов-Мусатов Водоем
Водоем, 1902,
Третьяковская галерея


От картины к картине («Гобелен», 1901; «Водоем», 1902; «Призраки», 1903) чувство «мира иного» нарастает; в «Реквиеме» (1905), написанном в память умершей сестры, мы видим уже целое многофигурное таинство, где умершую сопровождают ее «астральные двойники».

Параллельно мастер создает и чистые, безлюдные пейзажи, полные тончайшего лиризма («Куст орешника», «Осенняя песнь», оба — 1905). Борисов-Мусатов тяготеет к большому, монументальному стилю настенной живописи, но все замыслы такого рода (например, цикл эскизов на тему времен года, 1904-1905, все — Третьяковская галерея) так и не удается осуществить в архитектуре. Мечтательный темперамент художника («Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов», — пишет он Александру Бенуа в 1905 году из Тарусы) не лишает его произведения чувства историчности.


Борисов-Мусатов Венки васильков
Борисов-Мусатов Одиночество
Борисов-Мусатов Портрет Надежды Юрьевны Станюкович
Венки васильков, 1905,
Третьяковская галерея
Одиночество, (Грусть) 1903,
Историко-художественный музей, Серпухов
Портрет Надежды Юрьевны
Станюкович
, 1903, Русский музей

Борисов-Мусатов Цветы
Борисов-Мусатов Дафнис и Хлоя
Борисов-Мусатов Мотив без слов
Цветы, 1902, Государственная картинная галерея Армении Дафнис и Хлоя, 1901,
частное собрание
Мотив без слов, 1900,
Третьяковская галерея

Поэтика усадебной жизни наполнена у Борисова-Мусатова (так же, как в литературе того времени — в произведениях А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. Белого и др.) предчувствием приближающихся роковых, катастрофических рубежей. Ранняя смерть мастера усилила восприятие его образов как лирического реквиема, посвященного старой России. Борисов-Мусатов явился непосредственным предшественником художников «Голубой розы», которых объединяло, в частности, глубокое уважение к его наследию.
Умер Борисов-Мусатов 26 октября 1905 в Тарусе.
Источник статьи


Борисов-Мусатов Цветы
Борисов-Мусатов Две сидящие дамы
Борисов-Мусатов Девушка с агавой
Цветы, 1894 год,
Художественный музей, Саратов
Две сидящие дамы,
1899, Русский музей
Девушка с агавой, 1897,
Третьяковская галерея





История искусства | Живопись | Скульптура | Фотоискусство | Библиотека | Астрология | Магия | Карта сайта

При использовании материалов упоминание проекта Виртуальный художественно-исторический музей приветствуется!
Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне сайта, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами .
От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.
Художники России

Дизайн Bottom



Copyright 2004-2017 © Small Bay Ltd