Арт Small Bay

Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович, русский художник. Один из самых значительных мастеров символизма в русской живописи. Родился в 1870 году в Саратове. Выходец из семьи железнодорожника. С 1890 года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в петербургской Академии художеств у П.П. Чистякова в 1891–1893 годах, а также в студии Ф. Кормона в 1895–1898 в Париже. С 1898 жил главным образом в Саратове, с 1903 года – в Подольске и Тарусе.

Борисов-Мусатов Окно
Окно, 1886 год, Государственная Третьяковская галерея
Борисов-Мусатов Одиночество Грусть
Одиночество, (Грусть) 1903 год, Серпуховской музей
Борисов-Мусатов Розы и сережки
Розы и сережки, 1903, Художественный музей, Саратов

Испытав влияние Пьера Пюви де Шаванна и отчасти мастеров импрессионизма, Борисов-Мусатов соединил тончайшее чувство природной световоздушной среды с поэтической фантазией, преображающей эту среду в поле миражей и ностальгических грез. Уже в ранних пленэрных этюдах-картинах Борисова-Мусатова живет ощущение волнующей, неизъяснимой тайны («Окно», 1886, Третьяковская галерея).

Борисов-Мусатов Автопортрет с сестрой
Автопортрет с сестрой, 1898, Русский музей
Борисов-Мусатов Венки васильков
Венки васильков, 1905, Третьяковская галерея
Борисов-Мусатов Весна
Весна, 1901, Государственный Русский музей

Главным мотивом, сквозь который для художника открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, становятся «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно он работал в имениях Слепцовка и Зубриловка в Саратовской губернии).

Уильям Голд William Gold

Плавные, «музыкальные» ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна. В большинстве своих работ мастер предпочитает маслу акварель, темперу или пастель, добиваясь особой, «тающей» легкости мазка.

Борисов-Мусатов Водоем
Водоем, 1902, Государственная Третьяковская галерея
Борисов-Мусатов Цветы
Цветы, 1902, Государственная картинная галерея Армении
Борисов-Мусатов Цветы на бумаге
Цветы на бумаге, 1894 год, Художественный музей, Саратов

От картины к картине («Гобелен», 1901; «Водоем», 1902; «Призраки», 1903) чувство «мира иного» нарастает; в «Реквиеме» (1905), написанном в память умершей сестры, мы видим уже целое многофигурное таинство, где умершую сопровождают ее «астральные двойники».

Параллельно мастер создает и чистые, безлюдные пейзажи, полные тончайшего лиризма («Куст орешника», «Осенняя песнь», оба – 1905). Борисов-Мусатов тяготеет к большому, монументальному стилю настенной живописи, но все замыслы такого рода (например, цикл эскизов на тему времен года, 1904–1905, все – Третьяковская галерея) так и не удается осуществить в архитектуре. Мечтательный темперамент художника («Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов», – пишет он Александру Бенуа в 1905 году из Тарусы) не лишает его произведения чувства историчности.

Две сидящие дамы
Две сидящие дамы, 1899, Русский музей
Борисов-Мусатов Дафнис и Хлоя
Дафнис и Хлоя, 1901, частное собрание
Борисов-Мусатов Мотив без слов
Мотив без слов, 1900, ГТГ

Поэтика усадебной жизни наполнена у Борисова-Мусатова (так же, как в литературе того времени – в произведениях А.П. Чехова, И.А. Бунина, А. Белого и др.) предчувствием приближающихся роковых, катастрофических рубежей. Ранняя смерть мастера усилила восприятие его образов как лирического реквиема, посвященного старой России. Борисов-Мусатов явился непосредственным предшественником художников «Голубой розы», которых объединяло, в частности, глубокое уважение к его наследию. Умер Борисов-Мусатов 26 октября 1905 в Тарусе.
По материалам статьи из «Энциклопедии Кирилла и Мефодия» (km.ru).

Борисов-Мусатов Портрет Надежды Юрьевны Станюкович
Портрет Надежды Юрьевны Станюкович, 1903, Русский музей
Борисов-Мусатов Девушка в желтой шали
Девушка в желтой шали, 1904, Третьяковская галерея
Борисов-Мусатов Девушка с агавой
Девушка с агавой, 1897, Третьяковская галерея
Поль Дельво Paul Delvaux
Top Mail.ru