Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Чернышев Алексей Филиппович
Картины и биография

Чернышев Алексей Филиппович – русский живописец, художник бытового жанра, замечательный рисовальщик. Родился в 1824 году в семье оренбургского мещанина. С детстве упражнялся в рисовании под руководством городского иконописца, затем учился у одного из оренбургских художников, который приходился ему родственником. Военный губернатор Оренбургского края Василий Алексеевич Перовский, обратив внимание на дарования юноши, отправил Чернышева в 1841 году в Санкт-Петербург и способствовал его поступитлению в Академию художеств в качестве стипендиата Общества поощрения художников.

Чернышев Уличные музыканты
Уличные музыканты, эскиз, 1850-е
Чернышев Прощание уезжающего офицера со своим семейством
Прощание уезжающего офицера
со своим семейством, 1850
Чернышев Переправа на пароме
Переправа на пароме, 1852

В Академии Чернышев сначала обучался в пейзажном классе у профессора Максима Никифоровича Воробьева, но затем обратился к изображению бытовых сцен. С 1848 года развитие дарования Чернышева стало быстро продвигаться. Большое влияние оказал на формирующегося художника Павел Андреевич Федотов, картины которого во времена учебы Чернышева в Санкт-Петербурге были особенно популярны. Получив в 1848 году малую серебряную медаль за картину "Вид в Финляндии", Чернышев через год был награжден уже большой серебряной медалью за картину "Домашняя сцена из финляндской простонародной жизни", а еще через год удостоен малой золотой медали за картину "Прощание уезжающего офицера со своим семейством".

В 1851 году Чернышев успешно окончил обучение в Академии с присвоением звания классного художника и награждением большой золотой медалью, присужденными художнику за написанную по академической программе картину "Обручение". Все эти произведения, а также картина "Шарманщик" (1852, Румянцевский музей, Москва), в особенности же занимательные, бойкие изящные рисунки Чернышева, выказывавшие его ум и тонкую наблюдательность и расходившиеся в большом количестве по альбомам Высочайших особ и любителей художеств, позволяли ожидать от него в будущем произведений еще более мастерских. Чернышев был назначен на должность одного из придворных рисовальщиков с жалованием 600 рублей в год. К прискорбию, эти ожидания не оправдались.

Как выпускник Академии, удостоенный большой золотой медали, Чернышев в 1853 году отправился для дальнейшего совершенствования в живописи в Италию с содержанием от правительства и поселился в Риме. Здесь он продолжал трудиться, но уже не с прежним успехом. Причиной тому стала постигшая художника тяжкая болезнь – размягчение мозга. Удручаемый ипохондрией, ослаблением зрения и ревматическими болями, Чернышев пробовал лечение в Вене, на севере Франции и в Швейцарии, но напрасно: недуг неудержимо подтачивал его здоровье и вместе с тем убивал его дарование. Исполненные за границей картины Чернышева "Римские пифферари перед Мадонной", "Нападение итальянских бандитов на дилижанс", "Рыбный рынок в Бретани" и другие были значительно слабее его прежних работ. Несмотря на это, Совет Академии художеств, еще до возвращения Чернышева в 1860 году из Европы, возвел художника за его заграничные работы в звание академика.

Однако Чернышев все более и более утрачивал способность к творчеству и, постепенно угасая, был, наконец помещен в петербургское заведение Штейна для душевнобольных, где и скончался в 1863 году. На основе статьи Андрея Ивановича Сомова из Энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.