Арт Small Bay

Дейнека Александр Александрович
Биография

Дейнека Александр Александрович – русский живописец и график, автор монументальных по формам, динамичных по композиции произведений на темы патриотической героики, труда, спорта («Оборона Петрограда», 1928; «Будущие летчики», 1938; «Оборона Севастополя», 1942; «Хорошее утро», 1959–1960; панно, росписи в общественных интерьерах).

Александр Дейнека родился 8 мая 1899 года в Курске в семье железнодорожного рабочего. В 1915–1917 годах Дейнека учился в Харьковском художественном училище. Участвовал в гражданской войне на стороне Красной Армии. В 1920–1925 годах продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе у Владимира Андреевича Фаворского, оказавшего на него особое влияние. Испытал также большое воздействие искусства Фердинанда Ходлера и немецкого экспрессионизма.

В 1925 году молодой талантливый художник стал одним из учредителей ОСТа. Сам Дейнека считал основополагающим период своей работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка»; с 1923). Броская, «снайперская» линия, четкие ритмы воспроизводят в его журнальных рисунках новый – светлый, здоровый мир, противостоящий старому, грязному и дряблому, миру капиталистических пережитков.

Mikhail Nesterov

Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись («Перед спуском в шахту», 1925, «На стройке новых цехов», 1926; обе – в Третьяковской галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир. Жесткая патетика «Обороны Петрограда» (1928, Центральный музей Вооруженных сил), с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции.

Характерная для Дейнеки любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов («Бег», 1932, Русский музей). Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма («Игра в мяч», 1932, Третьяковская галерея). Почти мифологического величия достигают женские образы («Мать», 1932, там же), порой задорно-эротичные («На балконе», 1931, частное собрание, Москва).

Hieronymus Bosch

Мотивы счастливой страны будущего, – населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ («Будущие летчики», 1938, Третьяковская галерея). Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена «Маяковская» (1938–1939) – этих красочных «прорывах» из подземелья. Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев. Лишь изредка, как в прозе Аркадия Петровича Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935).

Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны («Оборона Севастополя», 1942, Русский музей). Во второй половине 1940-х его «физкультурные поэмы» обретают еще более праздничную, победную интонацию. В 1947 году Дейнека удостоен звания действительного члена Академии художеств СССР. Вещи позднего периода (мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты»,1959–1960; за эти и другие послевоенные мозаики художнику было присвоено звание народного художника СССР в 1963 году, и, кроме того, Дейнека был награжден Ленинской премией в 1964 году) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера. Однако именно в поздний период он пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему «лакировочному» искусству, став одним из важных стимулов «сурового стиля».

В 1969 году Дейнека был удостоен звания Героя Социалистического Труда. 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека скончался в Москве, похоронен на московском Новодевичьем кладбище. Работы Дейнеки находятся в собраниях: Курской картинной галереи имени А.А. Дейнеки, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Института русского реалистического искусства и других музеях. По материалам статьи М. Н. Соколова из Энциклопедии Кирилла и Мефодия (km.ru). Картины Александра Дейнеки на этом сайте удалены по требованию правобладателей.