Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Экстер Александра Александровна
Картины и биография

Экстер Александра Александровна – русско-французская художница, график, представительница русского авангарда направлений кубофутуризма и супрематизма, театральный художник и декоратор, дизайнер, одна из основоположников стиля "арт-деко". Родилась в 1882 году в городе Белосток Гродненской губернии Российской империи в семье коллежского асессора Александра Аврамовича Григоровича.

Экстер Берега Сены
Берега Сены, 1912, Ярославский музей
Экстер Мост в Севре пригороде Парижа
Мост в Севре, пригороде Парижа, 1912, Киевский музей
Экстер Натюрморт Ваза с вишнями
Натюрморт Ваза с вишнями, 1914, Ростово-Ярославский музей

Общее образование получила в Киеве в гимназии Святой Ольги, которую закончила 1899 году. С 1901 по 1903 годы занималась в Киевском художественном училище, после замужества (ее супруг и двоюродный брат – адвокат Николай Евгеньевич Экстер) продолжила обучение живописи в 1905-1906 годах.

В 1907 году Александра Экстер уехала во Францию, где занималась в парижской академии Гран-Шомьер и посещала класс портретиста Карло Дельваля. В этот французский период у Александры Экстер появились близкие друзья – Пабло Пикассо и Гийом Аполлинер. В 1908-1914 годах проживала в разных городах Российской империи – Москве, Петербурге, Киеве, Одессе; активно путешествовала по Европе. В 1912 году в Италии познакомилась с художником-футуристом Арденго Соффичи и другими ведущими авангардистами, участвовала в выставках итальянских кубофутуристов.

Экстер Вино
Вино, 1914, частная коллекция
Экстер Натюрморт с яйцом
Натюрморт с яйцом, 1915, частное
Экстер Вакханка
Вакханка, 1916, Музей театрального искусства Украины, Киев

В России Александра Экстер принимала участие в большинстве наиболее значительных выставок авангардного искусства, в том числе в выставках объединения "Бубновый валет", групп художников-авангардистов "Трамвай В", "Супремус" и других. В 1915 году вступила в группу Казимира Малевича "Супремус", несколько лет работала вместе с другими художниками-супрематистами.

Наряду с авангардистской живописью занималась сценографией; оформляла спектакли Московского камерного театра Александра Яковлевича Таирова ("Фамира Кифаред" Иннокентия Федоровича Анненского, 1916; "Саломея" Оскара Уайльда, 1917; "Ромео и Джульетта" Уильяма Шекспира, 1921), Московского Художественного театра (МХТ), балетные постановки Анны Матвеевны Павловой, как художник работала при создании фильма "Аэлита" (1923) Якова Александровича Протазанова.

Экстер Менада
Менада, 1916, Собрание И.М. Эзраха, Санкт-Петербург
Экстер Саломея
Саломея, 1917, Театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Экстер Ирод
Ирод, 1917, Центральный театральный музей, Москва

В 1918-1921 годах Александра Экстер вместе с Вадимом Меллером писала эскизы и создавала костюмы в Балетной студии Брониславы Нижинской в Киеве. В 1923 году вместе с Верой Игнатьевной Мухиной работала над оформлением павильонов на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве. Александра Экстер занималась преподавательской деятельностью, сначала в Одесской детской художественной школе, затем в собственной студии в Киеве. С 1921 по 1922 годы вела курс во ВХУТЕМАСе.

Экстер Танец семи вуалей
Танец семи вуалей, 1917, Центральный театральный музей
Экстер Город ночью
Город ночью, 1919, Русский музей
Экстер Женский костюм для испанского танца
Женский костюм для испанского танца, 1920, Театральный музей
Экстер Дьеп
Дьеп, 1913, Музей Людвига, Кельн