Арт Small Bay
Художники Италии

Дизайн Bottom

Лампи Иоганн Батист
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Лампи Иоганн Княгиня Долгорукая в образе Гебы, кормящей орла
Княгиня Е. Ф. Долгорукая в образе Гебы, кормящей орла, 1777, ГТГ
Лампи Иоганн Князь Григорий Потемкин-Таврический
Князь Григорий Потемкин-Таврический, 1788-1790, Эрмитаж

Лампи Иоганн Батист Старший — австрийский живописец при дворе российской императрицы Екатерины II. Родился в 1751 году в семье тирольского художника Матиаса Лампа. Первоначальное художественное образование Лампи получил у своего отца, продолжил обучение у Ф. Кёнига и Ф.-Н. Штрайхера в Зальцбурге, затем у Фр. Лоренци, ученика Джованни Батиста Тьеполо, в Вероне. Уже в это время писал плафоны, напрестольные образа для церквей, исторические картины и портреты, развивая свое дарование усердным трудом.

Успехи художника были столь стремительны и очевидны, что Веронская Академия художеств утвердила его своим членом, когда Лампи едва исполнилось двадцать пять лет. В 1783 году Лампи прибыл в Вену, где вскоре стал самым востребованным портретистом двора и знати, он исполнил большой портрет императора Иосифа II (находится в Венской Академии художеств) и два превосходных портрета семейства графов Потоцких.

Лампи Иоганн Императрица Екатерина II
Императрица Екатерина II, 1794, Государственный Эрмитаж
Лампи Иоганн Князь Платон Александрович Зубов
Князь Платон Александрович Зубов,
1793, Третьяковская галерея, Москва


В 1786 году Лампи назначен профессором и членом совета Венской Академии художеств. На следующий год, по приглашению короля Станислава-Августа, отправился в Варшаву. Здесь художником были исполнены портреты польского государя и многих лиц из польской и литовской аристократии. Князь Потемкин, находившийся тогда в Молдавии, пригласил художника, в Яссы, где он написал портреты Безбородко, княгини Голицыной (племянницы Потемкина, рожденной Энгельгардт), самого Потемкина и правителя его канцелярии Попова. Через последнего императрица Екатерина II пригласила Лампи в Санкт-Петербург. Первой картиной художника в русской столице был портрет Екатерины Великой в натуральную величину и в полный рост. Кроме единовременного вознаграждения в 12000 рублей, Лампи получил за него от императрицы ежегодное содержание в 7000 рублей 400 дукатов, в качестве возмещения расходов на поездку в Петербург и на обратный путь в Вену.

В России Лампи провел шесть лет с 1792 по 1798 годы, пользуясь благоволением Екатерины и ее преемника на престоле, портретировал всех особ царской фамилии и многих русских сановников и придворных (князя П. А. Зубова, графа А. И. Мусина-Пушкина, А. Б. Куракина, И. Л. Лазарева, графа П. В. Завадовского, Н. Б. Юсупова, графа Самойлова, П. И. Мелиссино, К. Я. Бюлера и других вельмож) и оказал значительное влияние на некоторых из русских художников, в особенности на Д. Левицкого и В. Боровиковского. В 1794 году российская Академия художеств признала Иоганна Батиста Лампи своим почетным вольным общником.


Лампи Иоганн Княгиня Екатерина Самойлова
Лампи Иоганн Граф Александр Андреевич Безбородко
Лампи Иоганн Генерал-прокурор Александр Николаевич Самойлов
Княгиня Екатерина Самойлова,
1792-1796 годы
Граф Александр Андреевич Безбородко,
канцлер, действительный тайный советник, 1794
Генерал-прокурор Александр Николаевич Самойлов, 1794
Все три картины в Государственном Эрмитаже в Петербурге

В 1797 году указом Павла I русская казна перестала выплачивать Лампи Старшему ежегодный пенсион и тот вынужден был вернуться в Вену. Тем не менее, Лампи Старший вывез из России наилучшие воспоминания, и своего рода культ к русскому императорскому дому долго сохранялся среди его потомков. В Австрии, в 1798 году, художник получил потомственное дворянство, а через год был удостоен звания почетного гражданина Вены. Был избран членом Шведской Академии изящных искусств за портрет короля Карла XIII. С 1800 года Лампи возглавлял Совет Венской Академии художеств, много сделав для развития художественного образования в Австрии. Лампи основал собственную художественную мастерскую в Вене, где выполнялись многочисленные портретные заказы. Художнику помогали в работе два сына, также портретисты, Иоганн Баптист Лампи Младший (1775=1837) и Франц Ксавье Лампи (1783=1852). В 1822 году Лампи Иоганн Батист Старший оставил занятия живописью и удалился от дел, но все еще не расставался с кистью, помогая в работах своему старшему сыну.


Лампи Иоганн Графиня Кордула Потоцкая в турецком одеянии
Лампи Иоганн Король Станислав-Август Понятовский
Лампи Иоганн Графиня Урсула Дембинская с нотными листами
Графиня Кордула Потоцкая в турецком одеянии, 1789-1790, Национальный музей, Варшава Король Станислав-Август Понятовский,
1780-е, Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург
Графиня Урсула Дембинская с нотными листами, 1788-1789, Национальный музей, Варшава

Лампи Две весталки
Лампи Иоганн I, князь Лихтенштейна
Лампи Женский портрет
Две весталки,
1795-1800-е годы
Иоганн I, князь Лихтенштейна,
1816, Венский дворец рода Лихтенштейн
Женский портрет,
1810-1820-е годы

Умение эффектно поставить натуру и прикрасить ее, без ущерба для сходства с действительностью, приятный, гармоничный, хотя и несколько условный колорит, свободный прием письма, особенно искусный в воспроизведении драпировок и прочих околичностей — составляют достоинства портретных работ Лампи Иоганна Батиста Старшего, который, вообще, может считаться одним из лучших мастеров среди портретистов своего времени. Образцами живописи художника можно считать портреты Екатерины II (в Зимнем дворце и в Горном институте), императрицы Марии Федоровны (в Павловском дворце), великого князя Александра и Константина Павловичей (в Романовской галерее Эрмитажа), великой княгини Марии Павловны, великой княгини Ольги Павловны (в Гатчинском дворце), графа А. И. Мусина-Пушкина (в музее Академии художеств) и другие портреты мастера, находящиеся в частных собраниях Санкт-Петербурга и Москвы.

Картины Лампи находятся также во многих музейных собраниях Европы, в том числе в Государственном Эрмитаже и Русском музее в Санкт-Петербурге, Третьяковской галерее и Историческом музее в Москве, Академии изобразительных искусств в Вене, Национальном музее в Варшаве, Национальном музее в Стокгольме и других картинных галереях. Лампи Иоганн Батист Старший умер в 1830 году в Вене. По материалам статьи Андрея Ивановича Сомова из Энциклопедического словаря Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А.






История искусства | Живопись | Скульптура | Фотоискусство | Библиотека | Астрология | Магия | Карта сайта

При использовании материалов упоминание проекта Виртуальный художественно-исторический музей приветствуется!
Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне сайта, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами .
От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.
Художники России

Дизайн Bottom



Copyright 2004-2017 © Small Bay Ltd