Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Лампи Иоганн Батист
Картины и биография

Лампи Иоганн Батист Старший – австрийский живописец при дворе российской императрицы Екатерины II. Родился в 1751 году в семье тирольского художника Матиаса Лампа. Первоначальное художественное образование Лампи получил у своего отца, продолжил обучение у Ф. Кёнига и Ф.-Н. Штрайхера в Зальцбурге, затем у Фр. Лоренци, ученика Джованни Батиста Тьеполо, в Вероне. Уже в это время писал плафоны, напрестольные образа для церквей, исторические картины и портреты, развивая свое дарование усердным трудом.

Лампи Граф Александр Андреевич Безбородко
Граф Александр Андреевич Безбородко, 1794, Эрмитаж
Лампи Князь Григорий Потемкин-Таврический
Князь Григорий Потемкин-Таврический, 1788–1790, Эрмитаж
Лампи Княгиня Екатерина Самойлова
Княгиня Екатерина Самойлова, 1796, Государственный Эрмитаж

Успехи художника были столь стремительны и очевидны, что Веронская Академия художеств утвердила его своим членом, когда Лампи едва исполнилось двадцать пять лет. В 1783 году Лампи прибыл в Вену, где вскоре стал самым востребованным портретистом двора и знати, он исполнил большой портрет императора Иосифа II (находится в Венской Академии художеств) и два превосходных портрета семейства графов Потоцких.

В 1786 году Лампи назначен профессором и членом совета Венской Академии художеств. На следующий год, по приглашению короля Станислава-Августа, отправился в Варшаву. Здесь художником были исполнены портреты польского государя и многих лиц из польской и литовской аристократии. Князь Григорий Потемкин-Таврический, находившийся тогда в Молдавии, пригласил художника в Яссы.

В ставке светлейшего князя художник написал портреты Безбородко, княгини Голицыной (племянницы Потемкина, рожденной Энгельгардт), самого Потемкина и правителя его канцелярии Попова. Через последнего императрица Екатерина II пригласила Лампи в Санкт-Петербург. Первой картиной художника в русской столице был портрет Екатерины Великой в натуральную величину и в полный рост. Кроме единовременного вознаграждения в 12000 рублей, Лампи получил за него от императрицы ежегодное содержание в 7000 рублей 400 дукатов, в качестве возмещения расходов на поездку в Петербург и на обратный путь в Вену.

Лампи Императрица Екатерина II
Императрица Екатерина II, 1794, Государственный Эрмитаж
Лампи Король Станислав-Август Понятовский
Король Станислав-Август Понятовский, 1780-е, Эрмитаж
Лампи Генерал-прокурор Александр Николаевич Самойлов
Генерал-прокурор Александр Николаевич Самойлов, 1794

В России Лампи провел шесть лет с 1792 по 1798 годы, пользуясь благоволением Екатерины и ее преемника на престоле, портретировал всех особ царской фамилии и многих русских сановников и придворных (князя П.А. Зубова, графа А.И. Мусина-Пушкина, А.Б. Куракина, И.Л. Лазарева, графа П.В. Завадовского, Н.Б. Юсупова, графа Самойлова, П.И. Мелиссино, К.Я. Бюлера и других вельмож) и оказал значительное влияние на некоторых из русских художников, в особенности на Д. Левицкого и В. Боровиковского. В 1794 году российская Академия художеств признала Иоганна Батиста Лампи своим почетным вольным общником.

В 1797 году указом Павла I русская казна перестала выплачивать Лампи Старшему ежегодный пенсион и тот вынужден был вернуться в Вену. Тем не менее, Лампи Старший вывез из России наилучшие воспоминания, и своего рода культ к русскому императорскому дому долго сохранялся среди его потомков. В Австрии, в 1798 году, художник получил потомственное дворянство, а через год был удостоен звания почетного гражданина Вены. Был избран членом Шведской Академии изящных искусств за портрет короля Карла XIII.

Лампи Графиня Кордула Потоцкая в турецком одеянии
Графиня Кордула Потоцкая в турецком одеянии, 1789–1790, Национальный музей, Варшава
Лампи Княгиня Долгорукая в образе Гебы кормящей орла
Княгиня Е.Ф. Долгорукая в образе Гебы, кормящей орла, 1777, Третьяковская галерея
Лампи Графиня Урсула Дембинская с нотными листами
Графиня Урсула Дембинская с нотными листами, 1788–1789, Национальный музей, Варшава

С 1800 года Лампи возглавлял Совет Венской Академии художеств, много сделав для развития художественного образования в Австрии. Лампи основал собственную художественную мастерскую в Вене, где выполнялись многочисленные портретные заказы. Художнику помогали в работе два сына, также портретисты, Иоганн Баптист Лампи Младший (1775–1837) и Франц Ксавье Лампи (1783–1852). В 1822 году Лампи Иоганн Батист Старший оставил занятия живописью и удалился от дел, но все еще не расставался с кистью, помогая в работах своему старшему сыну.

Умение эффектно поставить натуру и прикрасить ее, без ущерба для сходства с действительностью, приятный, гармоничный, хотя и несколько условный колорит, свободный прием письма, особенно искусный в воспроизведении драпировок и прочих околичностей – составляют достоинства портретных работ Лампи Иоганна Батиста Старшего, который, вообще, может считаться одним из лучших мастеров среди портретистов своего времени.

Лампи Две весталки
Две весталки, 1795–1800-е годы
Лампи Иоганн I князь Лихтенштейна
Иоганн I, князь Лихтенштейна, 1816, Венский дворец рода Лихтенштейн
Лампи Женский портрет
Женский портрет, 1810–1820-е годы
Лампи Князь Платон Александрович Зубов
Князь Платон Александрович Зубов, 1793, Третьяковская галерея

Образцами живописи художника можно считать портреты Екатерины II (в Зимнем дворце и в Горном институте), императрицы Марии Федоровны (в Павловском дворце), великого князя Александра и Константина Павловичей (в Романовской галерее Эрмитажа), великой княгини Марии Павловны, великой княгини Ольги Павловны (в Гатчинском дворце), графа А.И. Мусина-Пушкина (в музее Академии художеств) и другие портреты мастера, находящиеся в частных собраниях Санкт-Петербурга и Москвы.

Картины Лампи находятся также во многих музейных собраниях Европы, в том числе в Государственном Эрмитаже и Русском музее в Санкт-Петербурге, Третьяковской галерее и Историческом музее в Москве, Академии изобразительных искусств в Вене, Национальном музее в Варшаве, Национальном музее в Стокгольме и других картинных галереях. Лампи Иоганн Батист Старший умер в 1830 году в Вене. По материалам статьи Андрея Ивановича Сомова из Энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.