Арт Small Bay

Шарлемань Адольф Иосифович
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Шарлемань Адольф Иосифович — русский батальный, исторический и жанровый живописец, автор Атласной колоды — самого известного в России рисунка игральных карт. Родился в 1826 году в Санкт-Петербурге в семье архитектора, внук приехавшего из Руана в Россию во времена Екатерины II французского скульптора Жана-Батиста Боде-Шарлеманя.

Фельдмаршал Суворов на вершине Сен-Готарда
Фельдмаршал Суворов на вершине
Сен-Готарда 13 сентября 1799 года
Переход лейб-гвардии Донской батареи через Балканы
Переход лейб-гвардии 6-й Донской батареи через Балканы в 1877 году,
1879, военно-исторический музей
Торжественная встреча фельдмаршала Суворова в Милане
Торжественная встреча
фельдмаршала Суворова в Милане, Гатчинский дворцовый музей-заповедник
Празднование юбилея Царскосельской железной дороги
Празднование 25-летнего юбилея Царскосельской железной дороги в Павловском концертном зале, 1862, частное собрание

Общее образование Шарлемань получил в училище при петербургской лютеранской церкви святого Петра. С 1848 года обучался в Академии художеств, в которой занимался сначала исторической живописью под руководством Федора Антоновича Бруни, а потом батальной в классе профессора Богдана Павловича Виллевальде.

Во время обучения в Академии Шарлемань получил: в 1852 году малую серебряную медаль за эскиз "Кавалергарды в Красном Селе", в 1853 большую серебряную медаль за картину "Подвиг рядового-карабинера лейб-гвардии Конного полка Гаврилова в битве под Аустерлицем", в 1854 году малую золотую медаль за исполнение конкурсной программы "Эпизод из венгерской кампании 1848 года". Большую золотую медаль за написанную по академической программе картину "Фельдмаршал Суворов на вершине Сен-Готарда" (Гатчинский дворцово-парковый музей-заповедник) Шарлемань получил в 1855 году.



Большая золотая медаль предоставила художнику право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, Шарлемань отправился в Мюнхен, где написал картины: "Торжественная встреча фельдмаршала Суворова в Милане в апреле 1799 года", "Петр I всенародно объявляет о заключении мира со Швецией" и "Последний ночлег Суворова в Швейцарии в деревне Эльм кантона Гларус". За эти произведения Шарлемань был удостоен в 1859 году звания академика. Затем он совершил поездку в Париж, где изучал полюбившийся ему стиль "помпадур" по версальским образцам, посетил Штутгарт и некоторые другие города Германии.

По возвращении в Санкт-Петербург в 1861 году художник написал надпрестольные и другие образа для католической церкви при Пажеском корпусе и церкви при Выборгском римско-католическом кладбище; затем им были написаны плафоны и стенные панно для домов князя Мещерского в Москве и А. Полежаева в Санкт-Петербурге. В 1867 году Шарлемань представил на академической выставке картину "Екатерина II в мастерской Фальконе", за которую позже получил звание профессора. Работа художника была приобретена императрицей Марией Александровной Романовой, вследствие этого положение Шарлеманя в петербургских общественных и художественных кругах упрочилось.

Шарлемань Атласная колода Дамы валеты и бубновый туз
Атласная колода
Дамы, валеты и бубновый
туз с императорским гербом
Шарлемань Большой герб Российской Империи
Большой герб Российской Империи, эскиз утвержден императором Александром III
24 июля 1882 года в Петергофе
Шарлемань Атласная колода Короли
Эскиз Короли
Атласная колода карт
Проект Адольфа Шарлеманя



Шарлемань сотрудничал в Государственной экспедиции заготовления ценных бумаг, много работал как иллюстратор в журналах, участвовал в подготовке костюмов для "исторических балов" великого князя Владимира Александровича. От Императорской карточной фабрики Шарлеманю наряду с другими художниками поступил заказ на создание эскизов игральных карт для их массового полиграфического производства. Проект игральных карт Адольфа Шарлеманя стал самым удачным. Эскиз Атласных карт был сделан для печати в четыре краски - черную, синюю, желтую и красную. Однако не только "технологичность" сыграла свою роль в успехе. Рисунок карточных фигур оказался настолько лаконичным, настолько лишенным ненужных деталей и сложных ракурсов, что успех был просто неизбежен. Рисунки карт Адольфа Шарлеманя, почти не изменившись, используются в России до настоящего времени. Исключение — на карте бубнового туза ранее в подлинном варианте был изображен герб Российской империи.

В 1873 году Шарлемань был удостоен звания и должности придворного живописца и получил титул художника Его Императорского Величества. Он являлся членом Русского общества аквафортистов, Товарищества русских художников-иллюстраторов и других художественных объединений. Как придворный художник Шарлемань оформлял многочисленные балы, маскарадные костюмы, живые картины, праздничные программы и другие императорские конкурсы. Скончался живописец в 1901 году в Санкт-Петербурге и был похоронен на Выборгском римско-католическом кладбище.