Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Шварц Вячеслав Григорьевич
Картины и биография

Шварц Вячеслав Григорьевич – русский живописец, автор картин историко-бытового жанра. Родился в 1838 году в Курской губернии в семье генерала, участника Отечественной войны 1812 года. Раннее детство мальчик провел на Кавказе, его отец командовал Джаробелоконским военным округом и лезгинской кордонной линией. В 1847 маленький Шварц был зачислен в пажи к Высочайшему Двору, а в 1853 году родители определили его в воспитанники Александровского (бывшего Царскосельского) лицея в Санкт-Петербурге.

Шварц Русский посол при дворе римского императора
Русский посол при дворе римского императора, 1866, ГТГ
Шварц Угощение боярина
Угощение боярина, 1865, Русский музей
Шварц Иоанн Грозный у тела убитого сына
Иоанн Грозный у тела убитого сына, 1864, Третьяковская галерея

Во время многолетнего обучения в лицее Вячеслав Шварц, благодаря своим блестящим способностям, особенно памяти, был первым учеником в классе, хотя во время уроков часто забавлялся черчением разных рисунков вместо того, чтобы записывать преподаваемое. Эти упражнения в рисовании способствовали тому, что он рано набил себе руку в приемах работы пером, которую любил впоследствии.

Находясь в лицее, он занимался также живописью и научился гравировать крепкой водкой. Блистательно окончив лицейский курс в 1859 году с золотой медалью и чином IХ-го класса, Вячеслав Шварц определился на службу в канцелярию Кавказского и Сибирского комитета. В течение трех лет он посещал, на правах вольного слушателя, петербургский университет, где изучал арабский язык и занимался на историко-филологического факультете.

Шварц Патриарх Никон в Новом Иерусалиме
Патриарх Никон в Новом Иерусалиме, 1867, ГТГ
Шварц Гонец XVI века
Гонец XVI века, 1868, Третьяковская галерея
Шварц Гусляр
Гусляр, 1860-е годы

Одновременно Шварц учился в Академии художеств в классе профессора батальной живописи Богдана Петровича Виллевальде. В 1859 году, за представленный академии рисунок своей композиции "Встреча великого князя Святослава с византийским императором Иоанном Цимисхием", Шварц был удостоен малой серебряной медали, через год после того получил вторую такую медаль за рисунок "Взятие Казани Иваном Грозным" и в 1861 году получил большую серебряную медаль за исполненный углем в натуральную величину картон: "Иоанн Грозный у тела убитого им сына", замечательный по драматичности сюжета, прекрасной композиции, силе выражения и археологической верности всех подробностей представленной сцены. В последующие годы именно шварцевский образ Ивана Грозного служил прототипом для большинства живописцев, изображавших русского царя.

Таким образом, уже в первую пору своей художественной деятельности Шварц перешел от батального рода живописи к исторически-бытовому, в котором составил себе вскоре почетную известность. Эта работа положила начало целой серии произведений художника, связанных с сюжетами из эпохи Иоанна Грозного. В частности, в 1862 году Шварц создал небольшую живописную картину "Посол князя Курбского Василий Шибанов перед Иваном Грозным", в 1862–1865 годах выполнил тушью пять иллюстраций к "Песне про купца Калашникова" Михаила Юрьевича Лермонтова и четыре иллюстрации к роману Алексея Константиновича Толстого "Князь Серебряный".

Шварц Автопортрет
Автопортрет, Национальный музей Республики Беларусь, Минск
Шварц Игра в шахматы
Игра в шахматы, 1865 год, Русский музей
Шварц Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче
Вешний поезд царицы на богомолье, 1868, ГТГ

В 1861–1863 годах Шварц совешил заграничное путешествие во Францию и Германию. В Берлине Шварц работал у профессоров Шрадера и Каульбаха, после чего посетил Дрезден, Кельн, Франкфурт-на-Майне и Майнц. В Париже он занимался у живописцев Лефевра и Конта, а также выполнил живописный вариант масляными красками своего картона "Иоанн Грозный у тела убитого им сына". По возвращении своем из этого путешествия художник изготовил картон огромной величины "Вальпургиева ночь" (по мотивам произведений Иоганна Вольфанга Гете). В 1865 году за картину "Вербное воскресенье в Москве времен царя Алексея Михайловича" Шварцу было присвоено звание академика. В 1867 году он был отправлен от Академии художеств во Францию для обустройства русского художественного отдела на Всемирной Парижской выставке. Международное жюри этой выставки присудило Шварцу золотую медаль за картину "Голштинские послы в посольском приказе".

Возвратившись в Россию, художник вновь обратился к излюбленной теме жизни и быта русских царей, в изучении которой опирался на труды историков Н.И. Костомарова и И.Е. Забелина. В кремлевской Оружейной палате Шварц рисовал с натуры утварь, одежду, оружие и предметы обихода XVII столетия. В результате глубокого и кропотливого исследования быта эпохи живописцем были созданы картины "Игра в шахматы" (другое название картины "Сцена из домашней жизни русских царей"), "Иностранные посланники в посольском приказе" и другие полотна. В них сказалось знание историко-бытовых деталей, благодаря которым художнику удалось воссоздать верный типаж, а также атмосферу будничной жизни теремов-дворцов.

Шварц Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче
Вербное воскресенье при царе Алексее Михайловиче, 1865, ГРМ

В 1867–1868 годах художником были написаны картины: "Патриарх Никон на прогулке в Новом Иерусалиме", "Русский гонец XVI века", "Голова рыцаря", "Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче", "Стрелец XVI века" и несколько рисунков. За эти работы, пользовавшиеся громадной популярностью у публики на академической выставке 1868 года, Академия художеств возвела Шварца в звание своего почетного вольного общника. В 1868 году курское дворянство избрало Шварца в предводители Щигровского уезда; однако ему недолго пришлось исполнять эти обязанности. Внезапная болезнь (отказ почек) свела художника в могилу. Шварц Вячеслав Григорьевич умер 29 марта 1869 года в Курске, был похоронен в фамильном склепе своего имения Белый Колодезь.

Серьезная художественная деятельность Шварца продолжалась всего девять лет, но несмотря на это, он оставил по себе прочную память в истории русского искусства как самый замечательный из воспроизводителей отечественной старины. Менее чем за девять лет занятий изобразительным искусством Вячеслав Григорьевич Шварц стал фактически родоначальником новейшей русской исторической живописи. Человек очень образованный, начитанный и вдумчивый, основательно изучивший Россию XVI и XVII столетий, в своих композициях Шварц, как никто другой, ставил зрителя лицом к лицу с ее историческими и не историческими личностями, вводил его во все частности их быта, всецело воскрешал их нравы и характеры, и своим примером увлек многих художников на путь подробной и точной обработки русских исторических тем.