Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Скотти Михаил Иванович
Картины и биография

Скотти Михаил Иванович – русский художник итальянского происхождения, живописец исторического и портретного жанра. Родился в Санкт-Петербурге в 1814 году в семье итальянского гравера и декоратора Ивана Карловича Скотти. Будучи подростком лишился родителей. После смерти своего отца воспитывался в доме известного художника и профессора Академии художеств Алексея Егоровича Егорова.

Скотти На карнавале в Венеции
На карнавале в Венеции, 1839, Третьяковская галерея
Скотти Итальянка с розаном в руке
Итальянка с розаном в руке, 1842, Государственный Русский музей
Скотти Дионисий Зобниновский вручает патриотическую грамоту защитнику Троице-Сергиева монастыря
Преподобный Дионисий вручает грамоту воину-защитнику, 1851, Музей Сергиев-Посад

Осваивал художественное мастерство в доме опекуна, посещал классы Академии художеств в качестве вольноприходящего воспитанника. За свои успехи в рисовании Скотти получил в 1831–1832 годах малую и большую серебряные медали, а в 1835 за картину "Патриотизм нижегородских граждан в 1612 году" был награжден малой золотой медалью и выпущен из академии в 1835 году с присвоением звания классного художника.

После окончания Академии зарабатывал на жизнь и творчество писанием портретов петербургских сановников и известных вельмож. В 1839 году вместе с семейством графа Павла Ивановича Кутайсова отправился в Италию, где прожил до 1844 года, занимаясь преимущественно изображением сцен местного быта, народных типов и видов природы. В эти годы своего первого пребывания в Италии Михаил Иванович Скотти создает свои лучшие картины, связанные с бытом и нравами итальянцев.

Скотти Богоматерь
Богоматерь, 1849,
Русский музей
Скотти Великомученики Кирик и Улита
Великомученики Кирик и Улита,
1850-е, Русский музей
Скотти Минин и Пожарский
Минин и Пожарский, 1850,
Нижегородский музей

После возвращения в Санкт-Петербург Скотти ездил на короткий срок в Константинополь для устройства из образов собственной работы иконостаса в церкви русского посольства. В Константинополе художник провел зиму 1844–1845 года, он исполнил многочисленные акварельные листы, представляющие колоритную восточную жизнь: "Кафе в Константинополе", "Мусульманка", "Сцена у фонтана", "В гареме", "Дервиши", "Внутренность комнаты" и другие. В 1845 году Скотти был возведен в звание академика, как художник, заслуживший известность своими итальянскими и турецкими работами.

С 1849 по 1856 год Скотти служил преподавателем живописи и инспектором классов в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1855 году за образа, написанные для церкви Святого Мученика Мирония лейб-гвардии Егерского полка, художник получил звание профессора. Расставшись с Московским училищем, Скотти вновь отправился в милую сердцу Италию.

Скотти Сатир и вакханка
Сатир и вакханка, 1840-е

Скотти был хороший рисовальщик, искусно работавший как масляными красками, так и акварелью и карандашом. Из произведений живописца религиозной тематики, сверх вышеупомянутых образов в Константинопольской и лейб-гвардии егерской церквях, заслуживают внимания образа в соборе Мраморного дворца и церкви в столичном Конногвардейском полку, в Санкт-Петербургском и в Гатчинском городских соборах. Среди лучших картин художника: "Минин и Пожарский", "Итальянка с розаном в руках" и "Три разговаривающих неаполитанца" (в музее императора Александра III, в настоящее время Русский музей в Санкт-Петербурге). Интересны многочисленные акварели Скотти, большинство которых находится в альбомах особ императорской фамилии, в особенности "Духовная процессия в Риме во время карнавала" и "Рынок оружия в Константинополе". Скотти Михаил Иванович умер в Париже в 1861 году.