Арт Small Bay

Уткин Петр Саввич
Картины и биография

Уткин Петр Саввич – русский художник, символист. Родился в 1877 году в Тамбове в семье мелкого служащего. Учился в рисовальной школе при Саратовском обществе любителей изящных искусств у Г.П. Баракки и В.В. Коновалова, затем в Боголюбовском рисовальном училище.

Уткин Ночь Стога
Ночь. Стога, 1901, ГРМ
Уткин Торжество в небе
Торжество в небе, 1905, ГРМ
Уткин Утро Чигирь
Утро. Чигирь, 1900, ГРМ
Уткин Сон Декоративное панно
Сон. Декоративное панно, 1905, Русский музей

С 1897 года Уткин обучался живописи в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, у И.И. Левитана, В.А. Серова, К.А. Коровина. Испытал творческое влияние Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова. В 1902 году Уткин расписывал саратовскую церковь Казанской Божьей Матери совместно с П.В. Кузнецовым и К.С. Петровым-Водкиным. В 1900-е годы Уткин (вместе с А. Матвеевым и П. Кузнецовым) работал над художественным оформлением роскошной виллы Я.Е. Жуковского в его крымском имении Новый Кучук-Кой.

Петр Саввич Уткин был одним из деятельных участников и организаторов выставок символистов "Алая роза" в Саратове и "Голубая роза" в Москве. В 1904 году на выставке символистов "Алая роза" были представлены произведения В. Борисова-Мусатова, М. Врубеля, П. Кузнецова и других московских и саратовских художников, идейно близких друг другу. Выставка "Голубая роза" 1907 года под патронажем журнала "Золотое руно" и его издателя, мецената Н.П. Рябушинского стала значительным событием в русском искусстве начала ХХ века.

Konstantin Makovsky

Участниками выставки были Н.П. Крымов, П.В. Кузнецов, А.Т. Матвеев, Н.Д. Милиоти, Н.Н. Сапунов, М.С. Сарьян, С.Ю. Судейкин, П.С. Уткин, Н.П. Феофилактов, А.В. Фонвизин и другие живописцы. Голуборозовцы стремились к воплощению мечты о гармонии духа, о единстве и совершенной форме. Живопись мастеров художественного объединения "Голубая роза" создавала особый мир мечтаний, видений и слегка приоткрытых тайн. Поэтика символизма, влечение к романтически-оккультным темам бытия претворялись в работах художников-голуборозовцев в феерических образах-видениях.

Уткин Натюрморт с белым кувшином
Натюрморт с белым кувшином, 1923, Русский музей
Уткин Парк виллы Жуковского в имении Кучук-Кой
Парк виллы Я.Е. Жуковского в имении Кучук-Кой, 1915, ГРМ
Уткин Пруд в окрестностях Саратова
Пруд в окрестностях Саратова, 1925, Саратовский музей

Творческое дарование Петра Саввича Уткина отмечено особым лиризмом, одухотворенностью, музыкальностью произведений, звучащих в унисон с эпохой Серебряного века русского искусства. Большая часть картин исполнена художником в зеленовато-голубой и серебристо-синей тональности. После революции Уткин преподавал в Рисовальном училище имени А.П. Боголюбова, в студии изобразительных искусств Пролеткульта в Саратове, а с 1931 года в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств в Ленинграде.

Ives Tanguy

Работы художника хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, во многих региональных музейных собраниях. К сожалению, значительная часть работ художника погибла в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны. Уткин Петр Саввич скончался в 1934 году в Ленинграде.

P.S. Особо благодарим за уточнение информации при создании статьи о творчестве художника Петра Уткина учёного секретаря Саратовского Радищевского музея Елену Константиновну Савельеву.