Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Вигилиус Эриксен
Картины и биография

Вигилиус Эриксен – датский живописец при российском императорском дворе. Родился художник в 1722 году в Копенгагене. Изобразительному искусству учился у Н.С. Валя, работал преимущественно на родине, в Дании. В 1757 году художник прибыл в Петербург ко двору Елизаветы Петровны. Портрет самой веселой русской императрицы работы Вигилиуса хранится в Екатерининском дворце Царского села.

Вигилиус Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Портрет императрицы Елизаветы Петровны, 1757, Царское Село
Вигилиус Поход на Петергоф Конный портрет Екатерины Великой
Конный портрет Екатерины Великой, 1762, Петергоф
Вигилиус Портрет Екатерины II в профиль
Портрет Екатерины II в профиль, 1762, Эрмитаж, Санкт-Петербург

С восшествием на престол Екатерины II Вигилиус Эриксен был назначен придворным живописцем. Репутация художника при императорском дворе была чрезвычайно высока. Он написал не менее тридцати портретов императрицы Екатерины II в разных живописных техниках, композициях, форматах, костюмах и позах. Августейшей особе весьма нравились портреты иностранного маэстро, умевшего изящно и тонко польстить.

В одном из ранних портретов императрицы Эриксен запечатлел ее на коне (Конный портрет Екатерины Великой, 1762, Тронный зал Большого Петергофского дворца). На портрете Екатерина изображена верхом на коне Бриллианте в мундире полковника Преображенского полка («Поход на Петергоф»). Картина Вигилиуса Эриксена фиксирует исторический момент переворота 29 июня 1762 года, когда Екатерина была провозглашена императрицей. Произведение было признано столь удачным, что было повторено художником, два авторских повторения картины находятся в Государственном Эрмитаже и московской Оружейной палате.

Вигилиус Екатерина II перед зеркалом
Екатерина II перед зеркалом,
1762-1764, Эрмитаж
Вигилиус Портрет великого князя Павла Петровича в учебной комнате
Портрет великого князя Павла Петровича, 1766, Русский музей
Вигилиус Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике
Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике, 1760-е, Эрмитаж

Значительное место занимают в творчестве Эриксена портреты наследника престола Павла Петровича ("Портрет великого князя Павла Петровича в учебной комнате", 1766, Русский музей). Датский портретист также живописал и великосветских особ, приближенных Екатерины II. Он портретировал царского фаворита Григория Орлова, графа Никиту Ивановича Панина, обер-гофмаршала графа Сиверса, вице-канцлера князя Дмитрия Михайловича Голицына и других вельмож. Полотна кисти Вигилиуса Эриксена считались высокопрестижными и охотно покупались за огромные деньги.

Творчество художника отмечено переплетением черт барокко, рококо и классицизма. Портреты Эриксена картинны по своим размерам и характеру композиции. Они мастеровиты, изысканны и нарядны. Живописец искусно работал в редкой для русских мастеров технике пастели. Высокая живописная техника, присущая художнику, оказала прямое влияние, как считает большинство исследователей, на русского живописца Федора Степановича Рокотова в ранний петербургский период его творчества. Молодой Рокотов почерпнул у датского мастера легкость и лессировочную прозрачность мазка.

Вигилиус Портрет Каспара фон Сальдерна
Портрет Каспара фон Сальдерна, 1760-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Вигилиус Портрет королевы Дании Юлианы Марии
Портрет королевы Дании Юлианы
Марии, 1776, Королевское собрание

В 1772 году художник отбыл на родину в Данию, забрав с собой большое число своих работ. Часть из них Екатерина II впоследствии выкупила у него. В Дании в 1775 году Вигилиус Эриксен был назначен придворным художником королевы Юлианы Марии. Вигилиус умер 25 мая 1782 года в Рунгстедгарде.