Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Якерсон Давид Аронович
Картины и биография

Якерсон Давид Аронович – российский художник-супрематист еврейского происхождения, скульптор, график, оформитель. Родился в 1896 году в Витебске. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнеиудейский язык, чтение Талмуда и Торы), затем учился в витебском Коммерческом училище. Первоначальное художественное образование получил в начале 1910-х годов, занимаясь вместе со своей будущей женой Еленой Кабищер в частной мастерской-студии Юделя Пэна в Витебске.

Якерсон Спортсмен
Спортсмен,
1934, Русский музей
Якерсон Плотогоны
Плотогоны,
1933, ГТГ
Якерсон Супрематическая композиция Белый треугольник в сером квадрате
Супрематическая композиция, частная коллекция

После Октябрьской революции Якерсон продолжил учебу на архитектурно-строительном факультете Рижского политехнического института, эвакуированного в Москву. С 1918 по 1922 год учился в Высших государственных художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАСе) у Сергея Михайловича Волнухина, Ивана Семеновича Ефимова и Бориса Даниловича Королева.

Художник участвовал в 1918 году под руководством Марка Шагала в оформлении Витебска к Первой годовщине Октябрьской революции. В июле 1919 года Якерсон получил приглашение от Марка Шагала, который в это время служил комиссаром Всероссийской коммунистической партии (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске и был уполномоченным ЧК по делам искусств Витебской губернии, занять должность руководителя скульптурной мастерской в Витебском народном художественном училище.

В 1919-1921 годах Якерсон создал памятники Карлу Марксу в Полоцке и Витебске, Якову Свердлову в Ставрополе. Входил в созданное Казимиром Севериновичем Малевичем общество Уновис ("Утвердители нового искусства"). Большинство супрематических работ Якерсона датировано 1919-1921 годами. Многие из них экспонировались на выставках Уновиса в Витебске и Москве.

В 1930-е годы Давид Якерсон прекратил заниматься экспериментальными живописными и графическими работами, художник обратился к разработке сюжетов исключительно фигурной скульптуры. С 1926 года Якерсон стал активно участвовать в деятельности московского Общества русских скульпторов, представляя свои работы на выставках этого художественного объединения мастеров пластики. В конце 1930-х годов Якерсон участвовал в работах по декоративному убранству Всероссийской сельскохозяйственной выставки. Якерсон Давид Аронович умер в 1947 году в Москве.

Примечание. Супрематизм, стиль положенный Казимиром Малевичем в основу своих художественных экспериментов 1910-х годов, Малевич считал его высшей точкой развития искусства, которому свойственны геометрические абстракции из простейших фигур (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник). Сам Малевич и его ученики (Н. М. Суетин, И. Г. Чашник, Д. А. Якерсон и другие) неоднократно переводили супрематическую стилистику в архитектурные проекты, дизайн предметов быта (в частности художественного фарфора), оформление выставок.