Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Блейк Уильям
Картины Часть 2

Блейк Портрет

Первый сборник стихов Уильяма Блейка «Поэтические наброски» (1783) по духу оптимистичен. В незаконченной поэме 1791 года «Французская революция» он приветствовал Великую французскую революцию. Примыкал к демократическому «Лондонскому корреспондентскому обществу». Поэтический сборник английского художника «Песни невинности» (опубликован в 1789) прославляет радости жизни, а «Песни опыта» (1794) уже проникнуты сумеречными настроениями. Сборник «Пословицы Ада» (1793) носит сатирический, нередко антицерковный характер.

Блейк Америка
Америка Пророчество, 1793
Блейк Европа
Европа Пророчество, 1794
Блейк Элохим
Элохим и Создание Адама, 1795

В своих сборниках «Пророческие книги» (1789-1820) Уильям Блейк отразил события французской революции и американской войны за независимость, используя при этом мифологические и библейские образы. Как художник иллюстрировал прекрасными акварелями и гравюрами собственные стихи и «Божественную комедию» Данте (1825-1827).

Изобразительное искусство, живопись английского художника Уильяма Блейка тяготеет к романтической фантастике и философским аллегориям. Литературное творчество поэта-романтика Блейка – явление, скорее переходное от просветительства к романтическим сочинениям английских поэтов Джона Китса и Перси Битти Шелли.

Блейк День
Радостный день, 1820
Блейк Адам и Ева
Адам и Ева у тела Авеля, 1825
Блейк Сатана
Сатана и Иов, 1827
Блейк Симония
Симония Папы, 1827, Галерея Тейт, Лондон
Блейк Беатриче и Данте
Беатриче и Данте, 1827, Британский музей, Лондон
Блейк Состраданье
Состраданье, 1795, Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Иллюстрации к поэме Джона Мильтона "Потерянный Рай", 1808
Примечание. Джон Мильтон (John Milton) – классический английский поэт (1608-1674); родился в Лондоне в состоятельной семье и получил блестящее образование, сначала в элитном лицее святого Павла, а затем в Кембриджском университете. Последний период (1660-1674 годы) жизни Мильтона, уже слепого и одинокого, ознаменовался тремя гениальными произведениями: "Paradise Lost" ("Потерянный Рай"), "Paradise Regained" и "Samson Agonistes".

Первая книга – "Потерянный Рай" появилась в печати в 1667 году, два последних – в 1670. "Потерянный Рай" – христианская эпопея о возмущении павших ангелов, ранее служивших Богу, а также и о падении человека. В противоположность героическим эпопеям Гомера и средневековым эпопеям, а также поэме Данте, "Потерянный Рай" английского поэта Мильтона – произведение совсем иного повествовательного строя.

Блейк Рафаил предупреждает Адама и Еву
Рафаил предупредил Адама и Еву
Блейк Искушение и грехопадение
Искушение и грехопадение Евы
Блейк Изгнание Адама и Евы из Эдема
Изгнание Адама и Евы из Эдема
Блейк Сатана в своей Славе
Сатана в Первоначальной Славе
Блейк Битва с мятежными ангелами
Битва с мятежными ангелами
Блейк Христос искупает грехи человечества
Христос искупает грехи людей

Великое значение "Потерянного Рая" – в психологической картине борьбы неба и ада. Мильтон смог создать грандиозный образ сатаны, которого жажда свободы довела до зла. Первая песнь "Потерянного Рая", где побежденный враг Творца горд своим падением и строит пандемониум, посылая угрозы небу, – самая вдохновенная во всей поэме и послужила первоисточником демонизма Байрона и всех романтиков вообще.

Воинственная религиозность пуританина Мильтона воплотила дух времени в образе души, рвущейся на свободу. Пафосу этой демонической (в буквальном смысле слова) стороны "Потерянного Рая" соответствует идиллическая часть – поэтические описания рая, любви первых людей и их изгнания. Бесчисленные поэтические красоты в передаче чувств, музыкальность стиха, грозные аккорды, говорящие о непримиримости в деле веры, дают вечную жизнь этой эпопее XVII столетия.

Картины Уильяма Блейка Часть 1 ►

Картины Уильяма Блейка Часть 2 ►