Арт Small Bay

Сезанн Поль
Картины и биография

Портрет Сezanne

Сезанн Поль (Сezanne Paul) (1839-1906), французский живописец. Учился в частной академии Сюиса в Париже (1861-1865); работал в Париже и Экс-ан-Провансе. В ранних работах Поля Сезанна, имеющих характер бурных, экспрессивных и фантасмагорических сцен (“Оргия”, 1864-1868), заметно воздействие на него живописи старых мастеров (Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто), а также французских художников Эжена Делакруа и Оноре Домье. Рано сблизившись с Камилем Писсарро, Эдуаром Мане и Клодом Моне, Сезанн в 1874 и 1877 годах участвовал в выставках импрессионистов, но уже в этот период складывается его собственная живописная система.

Сезанн Современная Олимпия
Современная Олимпия, 1873, Музей д'Орсе, Париж
Сезанн Пьеро и Арлекин
Пьеро и Арлекин, 1888, Музей имени А.С. Пушкина
Сезанн Итальянка
Юная итальянка, 1896, Частное собрание

Принципиально расходясь с этого времени с методом импрессионизма, Поль Сезанн интересовался не динамикой световоздушной среды и изменчивостью цвета в атмосфере, а устойчивыми закономерностями цветовых сочетаний и форм, материальностью предметного и природного миров (“Дом повешенного в Овере”, 1872-1873, Музей Орсе, Париж).

Сезанн Дома в Провансе
Дома в Провансе, 1882, Частное собрание
Сезанн Натюрморт с драпировкой
Натюрморт с драпировкой, 1889, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Сезанн Натюрморт с черепами
Натюрморт с черепами, 1900, Частное собрание, Швейцария

Упорно постигая эти законы, Сезанн подолгу разрабатывал один и тот же мотив в поисках структурной конструктивности природных форм (многочисленные изображения горы Сент-Виктуар, в том числе в Институте Кортолда, Лондон, 1887; в Эрмитаже, Санкт-Петербург, около 1900; и в других собраниях). Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесенными плотными корпусными мазками, он обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещенности.

Hieronymus Bosch

Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой формы и ясной уравновешенностью композиции (автопортрет, 1879-1885, “Пьеро и Арлекин”, 1888, “Персики и груши”, 1888-1890, – все в ГМИИ, Москва).

Сезанн Снег
Тающий снег в Эстаке, 1870
Сезанн Дом и дерево
Дом и дерево, 1874
Сезанн Вакханалия
Вакханалия, 1880
Сезанн Дом с потрескавшимися стенами
Дом с потрескавшимися стенами
Сезанн Кувшин и чаша с фруктами
Кувшин и чаша с фруктами, 1894
Сезанн Купальщицы
Купальщицы, 1900-е
Ives Tanguy

В пейзажах с их широким, панорамным охватом наполненного светом ландшафта Сезанн достигает величественной эпичности (“Берега Марны”, 1888, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет материальную вещественность и строгую пластичность предметного мира (“Горшок с геранью и фрукты”, 1890-1894, Метрополитен-музей; “Натюрморт с драпировкой”, 1898-1899, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Сезанн Картежники
Картежники, 1893
Сезанн Большие купальщицы
Большие купальщицы, 1905
Сезанн Рыбаки
Рыбаки, 1875

Творчество Сезанна, одного из главных мастеров постимпрессионизма , стремившегося к созданию своего рода классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, к раскрытию неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органического единства ее форм, оказало громадное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства, разрабатывавшие, как правило, отдельные стороны сезанновского наследия (кубизм, лучизм, так называемая симультанная живопись и другие).