Арт Small Bay

Шагал Марк Захарович
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Шагал Портрет

Шагал Марк Захарович (настоящее отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, живописец, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства; выходец из России. Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Родился в Российской Империи в Витебске 24 июня (6 июля) 1887 года. Шагал получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда).

Шагал Красная обнаженная
Красная обнаженная,
1908, частная коллекция
Шагал Я и деревня
Я и деревня, 1911 год, Музей современного искусства, Нью-Йорк
Шагал Невеста с веером
Невеста с веером,
1911, Собрание П.Матисс, Нью-Йорк
Шагал Пьющий солдат
Пьющий солдат,
1912, Музей Гуггенхайма, Нью Йорк
Шагал Адам и Ева
Адам и Ева,
1912, Музей искусств, Сент-Луис
Шагал Продавец скота
Продавец скота,
1912, Художественный музей, Базель

В 1906 году Шагал приехал в Петербург, где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С.М. Зайденберга и школу Е.Н. Званцевой. Жил он в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 годах – в Париже. Все творчество художника изначально автобиографично и лирически исповедально. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» ("Суббота", 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд ("Над городом", 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва).

Джон Кольер John Collier

Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма ("Ворота еврейского кладбища", 1917, частное собрание, Париж). Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен ("Я и деревня", 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк; "Автопортрет с семью пальцами", 1911–1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма.

Шагал Моей cуженой
Моей cуженой,
1911, Музей Филадельфии
Шагал Поэт
Поэт (Половина четвертого),
1911, Музей Филадельфии
Шагал Анюта
Анюта (Портрет сестры),
1910, частное собрание
Шагал Ложка молока
Ложка молока,
1912, частное собрание
Шагал Скрипач
Скрипач,
1913, Городской музей, Амстердам
Шагал Еврей за молитвой
Еврей за молитвой,
1912-1913, частное собрание

После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Москве художник написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. Покинув Москву и выехав из Российской Федерации в 1922 году в Берлин, Шагал в дальнейшем с 1923 года жил во Франции, в Париже или на юге страны.

Шагал Летящая повозка
Летящая повозка,
1913, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк
Шагал Над городом
Над городом,
1914–1918, Третьяковская галерея
Шагал День рождения
День рождения, 1915, Музей современного искусства, Нью Йорк

Шагал временно покидал Францию во время второй мировой войны (1941–1947 годы он провел в Нью-Йорке). Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к "Мертвым душам" Николая Васильевича Гоголя и "Басням" Жоржа де Лафонтена. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание.

Шагал Праздник кущей
Праздник кущей, 1916, Галерея Розенгарт, Люцерн, Швейцария
Шагал Прогулка
Прогулка,
1918, Русский музей, Санкт-Петербург
Шагал Белла в белом воротнике
Белла в белом воротнике,
1917, частная коллекция

По мере достижения пика славы манера художника – в целом сюрреально-экспрессионистская – становится все легче и раскованней. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф ("У времени нет берегов", 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). С 1955 началась работа над "Библией Шагала" – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме.

Шагал Белое распятие
Белое распятие,
1938, Институт искусств, Чикаго
Шагал Три свечи
Три свечи,
1938-1944, частная коллекция
Шагал Война
Война,
1966, Художественный музей, Цюрих

В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958; витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961; собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970; собора в Реймсе, 1974; церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981; и др.). Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом. В 1973 художник посетил Москву и Санкт-Петербург в связи с выставкой своих работ в Третьяковской галерее. Умер Марк Шагал в Сен-Поль-де-Ванс (Приморские Альпы, Франция) 28 марта 1985 года.

Танги Ив Tanguy Ives
Яндекс.Метрика