Арт Small Bay
Дали Картины
Орлов Картины
Серов Картины
Художники Италии

Дизайн Bottom
Фрагонар Портрет

Фрагонар Жан Оноре
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Фрагонар Жан Оноре (1732–1806) (Fragonard Jean-Honore), французский живописец и график. Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761); работал в Париже. В 1789-1794 годах Фрагонар был хранителем Национального музея - Лувра. Продолжая традиции искусства рококо, французский художник достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы.


Иеровоам
Иеровоам приносит жертву
идолам
, 1752, Академия
изящных искусств, Париж
Психея
Психея показывает сестрам
подарки от Амура
, 1753,
Национальная галерея, Лондон
Музыкальное пари
Музыкальное пари, 1754,
Собрание Уоллес, Лондон

Произведения художника, исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (“Качели”, 1766, собрание Уоллес, Лондон; “Праздник в Сен-Клу”, 1775, Французский банк, Париж; “Поцелуй украдкой”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Тонкие светотеневые эффекты характерны для офортов и многочисленных рисунков Фрагонара - штудий натуры и пейзажей, выполненных в технике сангины, бистра, иногда сепии. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (“Свидание”, “Погоня”, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). Художник стремился передать интенсивную красочность реального мира, любил теплую золотистую гамму, игру света.


Детские качели
Детские качели, 1755
Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид
Жан-Клод Ришар
Жан-Клод Ришар, аббат Сен-Нон
1769, Музей Лувр, Париж
Мари-Мадлен Гюймар
Балерина Мари-Мадлен Гюймар
1769, Музей Лувр, Париж

Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы (“Задвижка!”, 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето - воздушных эффектов.



Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры. В портретах Фрагонар стремился запечатлеть творческую импульсивность, душевную взволнованность, страстность переживаний, которые должны неизбежно перейти в действие, вывести за пределы обыденности, из интимной сферы жизни. Французский художник смело разрушал каноны аристократического портрета восемнадцатого столетия.


Возможности качелей Корез Дени Дидро Девушка с собачкой Дама в образе музы
Счастливые
возможности качелей
Жрец Корез жертвует
собой ради Каллирои
Портрет Дени Дидро
1769
Девушка, играющая
с собачкой
, 1768
Портрет дамы в
образе музы Науки

В картине “Портрет Дени Дидро” (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Экспрессивная роль света, динамика композиционного и живописного решения рождают впечатление изменчивости натуры. За пределы портретного жанра несколько выходит образ “Вдохновения” (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. В интимно-лирических портретах Фрагонара наметились тенденции, ставшие характерными для романтизма 19-го века.


Воин Купальщицы Музыкант Посещение Певица
Портрет воина
1769
Купальщицы
1772
Портрет музыканта
1769
Посещение детской
комнаты
, 1775
Портрет певицы,
держащей нотный лист

В 1773-1774 годах Фрагонар путешествовал по Италии, сопровождая в качестве художника богатого откупщика Бержере. В Генуе, Флоренции, Риме Фрагонар делает много зарисовок уличных сцен, пейзажей, архитектуры, типов. Рисунки второго путешествия исполнены в технике бистра с размывом (лавис), сангиной, акварелью, свинцовым и итальянским карандашами, тушью. В них Фрагонар проявил себя одним из самых блестящих графиков 18 века. По сравнению с более продуманными зарисовками виллы Д'Эсте эти листы легки и воздушны, насыщены светом.


Вдохновение Девочка в постели Читательница Источник Письмо
Вдохновение
1769
Девочка в постели,
играющая с собачкой
Молодая читательница
1776
Источник Любви
1785
Любовное письмо
1770-е

Найденные в графике возможности передачи тонального богатства света и цвета Фрагонар использовал в созданной по возвращении из Италии серии видов французских парков. Свежесть передачи непосредственного впечатления соединена в них с фантастическими элементами (“Игра в жмурки”, 1773-1776, Национальная галерея, Вашингтон; “Праздник в Рамбуйе”, середина 1770-х, Художественный музей, Лиссабон). Творческая активность художника в этот период снижается. В серии аллегорических полотен 1780-х годов (“Источник любви”, Собрание Уоллес, Лондон), перекликающейся с серией галантных празднеств, проявилось влияние стилистики классицизма второй половины 18 столетия. Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете (“Жак Луи Давид», частное собрание; “Портрет жены”, Копенгаген, Музей искусств).


Узы Задвижка Погоня Поцелуй Свидание
Узы любви
1771
Задвижка
1777
Погоня
1773
Поцелуй украдкой
1787
Свидание
1771-1773

Тот же Давид скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность — вот что его характеризует». Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра. Огромный диапазон деятельности художника, его живописная оригинальность и творческая независимость отвечали духу культуры века Просвещения.


Венок Дети Жена художника Выигранный поцелуй Мечтания
Венок возлюбленному
1773
Крестьянские дети
2-я половина 18 века
Портрет мадам
Мари-Анны Фрагонар
Выигранный поцелуй
2-я половина 18 века
Мечтания
1791

Искусство художника Фрагонара завершало восемнадцатый век, оно было камерно, но не было предназначено лишь для будуаров и альковов. Оно предвосхищало потенциальные возможности живописи последующего времени. И поэтому наследие Фрагонара было близко всем мастерам 18 и 19 столетий, которые ощущали внутреннюю связь с его живописью и графикой, воспевавшими красоту и радость бытия, приподнимающими искусство над обыденностью.


Примечание.
1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%.
2. Название картины → переход на страницу с изображением максимального размера и описанием.





История искусства | Живопись | Скульптура | Фотоискусство | Библиотека | Астрология | Магия | Карта сайта

При использовании материалов упоминание проекта Виртуальный художественно-исторический музей приветствуется!
Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне сайта, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами .
От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.
Рейсдал Картины
Художники России

Дизайн Bottom



Copyright 2004-2017 © Small Bay Ltd