Арт Small Bay

Ге Николай Николаевич
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Николай Ге Портрет

Русский художник Ге Николай Николаевич (Ge Nikolay Nikolaevich) родился 15 (27) февраля 1831 года в Воронеже в семье помещика. Редкая фамилия художника объясняется тем, что его предком был выходец из Франции (в французском написании Gay). Николай Ге – выдающийся мастер портрета, сюжетной, исторической и религиозной картины, обновивший ее язык в преддверии символизма и авангарда. Николай Ге первоначально учился на математических отделениях Киевского и Петербургского университетов (1847-1850). В 1850 поступил в Академию художеств, которую окончил в 1857 году. Во время учебы в Академии испытал большое влияние К.П. Брюллова и А.А. Иванова. Работал в Риме и Флоренции (1857-1869), в Санкт-Петербурге, а с 1876 года – на хуторе Ивановский в Черниговской области.

Ге Николай Суд царя Соломона
Суд царя Соломона, 1854,
Музей русского искусства, Киев
Ге Николай Ахиллес оплакивающй Патрокла
Ахиллес, оплакивающй Патрокла,
1855, Музей Белоруссии, Минск
Ге Николай Госпожа Шестова с дочерью
Госпожа Шестова с дочерью,
1859, Третьяковская галерея
Ге Николай Тайная вечеря
Тайная вечеря, 1863,
Русский музей
Ге Николай Мария сестра Лазаря
Мария, сестра Лазаря, встречает
Иисуса Христа, 1864, ГТГ
Ге Николай Вестники Воскресения
Вестники Воскресения,
1867, ГТГ

Николай Николаевич Ге был одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Первой, по его собственным словам, «самостоятельной картиной», к тому же вызвавшей бурный общественный резонанс, стала «Тайная вечеря» (1863, Русский музей). Ге отказался здесь от академически идеализированной трактовки религиозного сюжета, представив его как реальную психологическую драму.

Доминик Энгр Dominique Ingres

Противостояние Христа и Иуды, тема отступничества наложились в сознании интеллигенции на смуту и раскол, царившие в политической оппозиции тех лет, что усилило актуальность картины. Другим важным успехом Ге явился портрет А.И. Герцена, «рембрандтовский» в своей драматической светотени, влекущий особой пытливой остротой герценовского взгляда. Трагический конфликт не только двух персонажей, но и двух антагонистических эпох русской истории пронизывает картину «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871, Третьяковская галерея).

Ге Николай Писатель Герцен
Писатель Герцен
Александр Иванович, 1867
Ге Николай Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича
Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе, 1871
Ге Николай В Гефсиманском саду
В Гефсиманском саду,
1869-1870-е годы
Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве

Картины «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874, Третьяковская галерея) и «Пушкин в Михайловском» (1875, Харьковский художественный музей) уже не достигают такой драматической силы, хотя и в них Ге, предвосхищая «Мир искусства», стремится придать образам прошлого особую, «современную», эмоциональную остроту. Отдав дань романтизму, Ге с годами занимает уникальное положение в русском искусстве 19 века, – прежде всего, в силу возрастающей «протоавангардной» экспрессии своего колорита, чутко выражающего динамику внутренних духовных поисков мастера.

Ге Николай Историк Костомаров
Историк Костомаров
Николай Иванович, 1870
Ге Николай Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы
Екатерина II у гроба
императрицы Елизаветы, 1874
Ге Николай Пыпин
Пыпин Александр Николаевич,
историк и литературовед, 1872
Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве

С 1880-х годов Николай Николаевич Ге становится близким другом и последователем Л.Н. Толстого. Стремясь «демифологизировать» Евангелие, приблизить его к мыслям и чувствам современников, Ге переходит к широкой, эскизной манере письма, обостряя цветосветовые контрасты. В картине «Что есть истина?» (1890, Третьяковская галерея) Христос изображен перед Пилатом, обращающим к нему свой насмешливо-цинический вопрос. Лев Николаевич Толстой высоко оценил это произведение, считая, по его собственным словам, что оно составляет «эпоху в христианской живописи», ибо вместо «отношения к Христу как к Богу» дает «нравственное понятие его жизни и учения» (из письма к Дж. Кеннану, 1890).

Ге Николай Госпожа Скоропадская
Госпожа Скоропадская Мария
Андреевна с сыновьями, 1879
Ге Николай Княгиня Кочубей
Княгиня Кочубей В. А., 1874,
Третьяковская галерея
Ге Николай Неизвестная в голубой блузе
Неизвестная в
голубой блузе, 1868

Экспрессионизм Ге, мощная выразительность крупного, мерцающего мазка достигают апогея в картинах «Христос и Никодим» (1880-е годы) и «Голгофа» (1893; обе в Третьяковской галерее). В двух вариантах «Распятия» (1892-1894; местонахождение одного неизвестно, другое хранится в музее д'Орсе в Париже) атмосфера исступленного отчаяния производила шокирующий эффект. Такого рода образы вызвали резкую критику со стороны церкви и консервативных кругов общества; с другой стороны, политические и религиозные вольнодумцы почитали их в виде своего рода «толстовских икон».

Ге Николай Пушкин в селе Михайловском
Пушкин в селе Михайловском,
1875, ГТГ
Ге Николай Писатель Потехин
Писатель Потехин Алексей
Антонович, 1876, ГТГ
Ге Николай Генерал Олсуфьев
Генерал Олсуфьев Алексей
Васильевич, 1881, ГРМ

Параллельно мастер создает замечательные, полные внутренней одухотворенности портреты – в частности, портрет Л.Н. Толстого за письменным столом, который считается одним из лучших прижизненных изображений писателя. Портрет Н.И. Петрункевич на фоне окна, открытого в сад (1892-1893; оба – в Третьяковской галерее) демонстрирует и замечательный талант Ге-пейзажиста, поэта пленэрной живописи (пейзаж как звучный, лирически-страстный фон или как самостоятельный образ вообще играет в его искусстве весьма важную роль). Хотя Ге сам почти не занимался педагогической деятельностью, у него оказалось много преемников, которых влекло в первую очередь его «духовидческое» мастерство колориста. Отзвуки его искусства звучали очень мощно, в диапазоне от М.А. Врубеля до С.М. Романовича. Скончался Ге 1 (13) июня 1894 года на хуторе Ивановский в Украине.

Ге Николай Писатель Салтыков-Щедрин
Писатель Салтыков-Щедрин Михаил
Евграфович, 1872, Русский музей
Ге Николай Княгиня Волконская Ольга Петрова
Княгиня Волконская Ольга
Петрова, 1882, Эрмитаж
Ге Николай Писатель Толстой Лев Николаевич
Писатель Толстой Лев
Николаевич, 1884, ГТГ
Ге Николай Что есть истина
Что есть истина?
Христос и Пилат, 1890
Ге Николай Совесть Иуда
Совесть
(Иуда), 1891
Ге Николай Петрункевич Наталья
Петрункевич Наталья
Ивановна, 1892-1893

Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве

Макс Эрнст Max Ernst
Яндекс.Метрика