Арт Small Bay
Художники Италии

Дизайн Bottom
Ге Николай Портрет

Ге Николай Николаевич

Картины и биография
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Русский художник Ге Николай Николаевич (Ge Nikolay Nikolaevich) родился 15 (27) февраля 1831 года в Воронеже в семье помещика. Редкая фамилия художника объясняется тем, что его предком был выходец из Франции (в французском написании Gay). Николай Ге — выдающийся мастер портрета, сюжетной, исторической и религиозной картины, обновивший ее язык в преддверии символизма и авангарда. Николай Ге первоначально учился на математических отделениях Киевского и Петербургского университетов (1847-1850). В 1850 поступил в Академию художеств, которую окончил в 1857 году. Во время учебы в Академии испытал большое влияние К. П. Брюллова и А. А. Иванова. Работал в Риме и Флоренции (1857-1869), в Санкт-Петербурге, а с 1876 — на хуторе Ивановский в Черниговской области.


Ге Суд царя Соломона

Суд царя Соломона, 1854,
Музей русского искусства, Киев
Ге Ахиллес оплакивающй Патрокла

Ахиллес, оплакивающй Патрокла, 1855,
Национальный музей Белоруссии, Минск
Ге Госпожа Шестова с дочерью

Госпожа Шестова с дочерью,
1859, Третьяковская галерея

Николай Николаевич Ге был одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Первой, по его собственным словам, «самостоятельной картиной», к тому же вызвавшей бурный общественный резонанс, стала «Тайная вечеря» (1863, Русский музей). Ге отказался здесь от академически идеализированной трактовки религиозного сюжета, представив его как реальную психологическую драму.


Ге Тайная вечеря

Тайная вечеря, 1863,
Русский музей
Ге Мария сестра Лазаря

Мария, сестра Лазаря, встречает
Иисуса Христа, 1864, ГТГ
Ге Вестники Воскресения

Вестники Воскресения,
1867, ГТГ

Противостояние Христа и Иуды, тема отступничества наложились в сознании интеллигенции на смуту и раскол, царившие в политической оппозиции тех лет, что усилило актуальность картины. Другим важным успехом Ге явился портрет А. И. Герцена, «рембрандтовский» в своей драматической светотени, влекущий особой пытливой остротой герценовского взгляда. Трагический конфликт не только двух персонажей, но и двух антагонистических эпох русской истории пронизывает картину «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871, Третьяковская галерея).


Ге Писатель Герцен

Писатель Герцен
Александр Иванович, 1867
Ге Неизвестная в голубой блузе

Неизвестная в
голубой блузе, 1868
Ге В Гефсиманском саду

В Гефсиманском саду,
1869-1870-е годы
Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве

Картины «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874, Третьяковская галерея) и «Пушкин в Михайловском» (1875, Харьковский художественный музей) уже не достигают такой драматической силы, хотя и в них Ге, предвосхищая «Мир искусства», стремится придать образам прошлого особую, «современную», эмоциональную остроту. Отдав дань романтизму, Ге с годами занимает уникальное положение в русском искусстве 19 века, — прежде всего, в силу возрастающей «протоавангардной» экспрессии своего колорита, чутко выражающего динамику внутренних духовных поисков мастера.


Ге Историк Костомаров

Историк Костомаров
Николай Иванович, 1870
Ге Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича

Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе, 1871
Ге Пыпин

Пыпин Александр Николаевич,
историк и литературовед, 1872
Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве

С 1880-х годов Николай Николаевич Ге становится близким другом и последователем Л. Н. Толстого. Стремясь «демифологизировать» Евангелие, приблизить его к мыслям и чувствам современников, Ге переходит к широкой, эскизной манере письма, обостряя цветосветовые контрасты. В картине «Что есть истина?» (1890, Третьяковская галерея) Христос изображен перед Пилатом, обращающим к нему свой насмешливо-цинический вопрос. Л. Н. Толстой высоко оценил это произведение, считая, по его собственным словам, что оно составляет «эпоху в христианской живописи», ибо вместо «отношения к Христу как к Богу» дает «нравственное понятие его жизни и учения» (из письма к Дж. Кеннану, 1890).


Ге Писатель Салтыков-Щедрин

Писатель Салтыков-Щедрин Михаил
Евграфович, 1872, Русский музей
Ге Княгиня Кочубей

Княгиня Кочубей В. А., 1874,
Третьяковская галерея
Ге Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы

Екатерина II у гроба императрицы
Елизаветы, 1874, ГТГ

Экспрессионизм Ге, мощная выразительность крупного, мерцающего мазка достигают апогея в картинах «Христос и Никодим» (1880-е годы) и «Голгофа» (1893; обе в Третьяковской галерее). В двух вариантах «Распятия» (1892-1894; местонахождение одного неизвестно, другое хранится в музее д'Орсе в Париже) атмосфера исступленного отчаяния производила шокирующий эффект. Такого рода образы вызвали резкую критику со стороны церкви и консервативных кругов общества; с другой стороны, политические и религиозные вольнодумцы почитали их в виде своего рода «толстовских икон».


Ге Пушкин в селе Михайловском

Пушкин в селе Михайловском,
1875, ГТГ
Ге Писатель Потехин

Писатель Потехин Алексей
Антонович, 1876, ГТГ
Ге Госпожа Скоропадская

Госпожа Скоропадская Мария
Андреевна с сыновьями, 1879

Параллельно мастер создает замечательные, полные внутренней одухотворенности портреты — в частности, портрет Л. Н. Толстого за письменным столом, который считается одним из лучших прижизненных изображений писателя. Портрет Н. И. Петрункевич на фоне окна, открытого в сад (1892-1893; оба — в Третьяковской галерее) демонстрирует и замечательный талант Ге-пейзажиста, поэта пленэрной живописи (пейзаж как звучный, лирически-страстный фон или как самостоятельный образ вообще играет в его искусстве весьма важную роль). Хотя Ге сам почти не занимался педагогической деятельностью, у него оказалось много преемников, которых влекло в первую очередь его «духовидческое» мастерство колориста. Отзвуки его искусства звучали очень мощно, в диапазоне от М. А. Врубеля до С. М. Романовича. Скончался Ге 1 (13) июня 1894 года на хуторе Ивановский в Украине.


Ге Генерал Олсуфьев

Генерал Олсуфьев Алексей
Васильевич, 1881, ГРМ
Ге Княгиня Волконская

Княгиня Волконская Ольга
Петрова, 1882, Эрмитаж
Ге Писатель Толстой

Писатель Толстой Лев
Николаевич, 1884, ГТГ

Ге Что есть истина

Что есть истина?
Христос и Пилат, 1890
Ге Совесть Иуда

Совесть
(Иуда), 1891
Ге Петрункевич

Петрункевич Наталья
Ивановна, 1892-1893
Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве








История искусства | Живопись | Скульптура | Фотоискусство | Мифология | Астрология | Магия | Библиотека | Карта сайта

При использовании материалов упоминание проекта Виртуальный художественно-исторический музей приветствуется!
Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне сайта, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами .
От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.
Художники России

Дизайн Bottom



Copyright 2004 © Small Bay Ltd