Арт Small Bay

Жерико Теодор
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Жерико Теодор (Gericault Theodore) (1791–1824), французский живописец и график. Учился у Клода Верне (1808–1810) и Пьера Герена (1810–1813), испытал влияние Антуана Гро. В молодости Жерико посетил Италию (1816–1817), Великобританию (1820–1822), Бельгию (1820), работал в Париже. Сохранив присущее искусству классицизма тяготение к обобщенно-героизированным образам, художник первым во французской живописи выразил свойственное романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к воплощению драматических явлений современности и сильных страстей.

Жерико Плот Медузы
Плот «Медузы»,
1818–1819, Лувр, Париж
Жерико Дерби в Эпсоме
Дерби 1821 года в Эпсоме,
1821, Музей Лувр, Париж
Жерико Офицер императорской гвардии
Офицер конных егерей императорской
гвардии, идущий в атаку, 1812, Лувр

Ранние произведения Жерико, отразившие героику наполеоновских войн (“Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку”, 1812, “Раненый кирасир, покидающий поле боя”, 1814, – обе картины в Музее Лувра, Париж), выделяются эмоциональностью образов, динамичностью композиции и колорита, в котором преобладают темные, оживленные интенсивными цветовыми оттенками тона. После поездки в Италию в живописи Жерико усиливается обобщенная монументальность форм, композиция картин становится упорядоченной, колорит холстов почти монохромным (“Бег свободных лошадей в Риме”, 1817, Лувр, Париж).

Жерико Офицер
Портрет офицера,
1814, Лувр
Жерико Крушение
Сцена кораблекрушения,
1820, Лувр
Укрощение быков
Укрощение быков,
1817, Частное собрание

Одна из центральных в творчестве французского живописца работ - картина “Плот «Медузы»” (1818–1819, Лувр, Париж) - написана на острозлободневный сюжет, в основе которого – трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров погибшего фрегата «Медуза». Придавая частному событию глубокий символический и исторический смысл, Жерико раскрывает в картине сложную гамму человеческих чувств – от полного отчаяния и апатии до страстной надежды на спасение.



Представление о художнике-романтике как о свободной, независимой, глубоко эмоциональной личности Жерико выразил в ряде портретов (“Портрет двадцатилетнего Делакруа”, 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретов. Истинный гуманизм французского художника воплощен в объективности серии портретов душевнобольных (“Сумасшедшая”, около 1821–1823, музей изящных искусств, Лион; “Бродяга”, художественный музей, Гент и другие собрания). Жерико выступил также как пионер литографии во Франции (серия “Большая и малая английские сюиты”, 1820–1821).

Жерико Почтовые лошади
Две почтовые лошади,
1823
Жерико Художник
Портрет художника в его мастерской,
1820
Жерико Сумасшедшая
Портрет сумасшедшей,
1822
Жерико Бродяга
Портрет бродяги,
1821
Жерико Лошадь
Лошадь, терзаемая львом,
1822
Жерико Дикие лошади
Дикие лошади,
1817



Теодор Жерико был полон творческих планов, осуществить которые помешала ранняя смерть. Страстный любитель и знаток лошадей, с поразительным мастерством изображавший их в своих произведениях, художник разбился, упав с лошади, что послужило одной из главных причин его преждевременной смерти. Сильнее всех переживал кончину Жерико его друг — молодой Делакруа, который стал впоследствии на долгие годы главой прогрессивных романтиков.

Печь
Печь для обжига извести,
1822
Серая лошадь
Серая в яблоках лошадь,
1820
Бег лошадей
Бег свободных лошадей в Риме,
1817
Жерико Жертва
Жертва крушения,
1819
Жерико Раненый кирасир
Раненый кирасир, покидающий
поле боя, 1814
Жерико Портрет молодого человека
Портрет молодого человека,
1820