ArtLine

Гольбейн Ганс
Картины и биография

Ханс Хольбейн Портрет

Гольбейн Ганс, (Holbein Hans) или Хольбейн Ханс Младший (около 1497 или 1498-1543), немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился у своего отца, художника Ханса Хольбейна Старшего. Творческий путь художника начался в Базеле, где в 1515-1526 годах Гольбейн создал множество портретов, в которых подчеркивал внутреннее достоинство и сдержанную духовную силу людей (портрет Эразма Роттердамского, 1523, Лувр, Париж), потрясающую смелостью композиционного решения и силой эмоционального воздействия картину “Мертвый Христос” (1521, Публичное художественное собрание, Базель).

Ганс Гольбейн создал прекрасные графические иллюстрации (к “Похвале глупости” Эразма Роттердамского, рисунок пером, 1515), серию рисунков “Образы смерти” (известна под названием “Пляска смерти”, 1524-1526, гравированы на дереве Г. Лютцельбургером и изданы в 1538), в которой в аллегорической и гротескной форме отобразил события Крестьянской войны в Германии.

В 1515-1526 Гольбейн работал в Базеле, где сблизился с местными учеными-гуманистами, в том числе с Эразмом Роттердамским, который рекомендовал его своему другу английскому гуманисту Томасу Мору, советнику английского короля Генриха VIII, и в 1526 году молодой художник отправился в Лондон. В 1526-1528 годах и затем с 1532 Гольбейн работал в Англии. С 1536 года Ганс Гольбейн стал придворным художником английского короля Генриха VIII.

Гольбейн Мэри Уоттон леди Гилдфорд
Мэри Уоттон, леди Гилдфорд, 1530
Гольбейн Портрет молодой женщины
Портрет молодой женщины, 1540-е

К шедеврам искусства Северного Возрождения принадлежат также лучшие алтарные картины Гольбейна Младшего — «Христос в гробовой нише» (1521, Публичное художественное собрание, Базель) и «Мадонна бургомистра Майера» (1525-1526, Дворцовый музей, Дармштадт). В первой, где всецело доминирует мотив смертного оцепенения и загробного мрака, поражает идея всевластия Природы. Вторая, напротив, празднична и мажорна, своим ясным и умиротворенным строем сближается с алтарной живописью художников итальянского Ренессанса. Но все же в историю мирового искусства Ганс Гольбейн Младший вошел в первую очередь как гениальный портретист.

В Англии при дворе короля Генриха VIII в полной мере раскрылся выдающийся талант Гольбейна-портретиста. Почти ювелирная тщательность в воспроизведении деталей сочетается в его работах с пластической и эмоциональной целостностью образа. Таковы работы художника – графический портрет Томаса Мора, серебряный карандаш, уголь, сангина, 1527, Виндзорский замок; живописные портреты: немецкого купца Георга Гиссе, 1532, Картинная галерея, Берлин-Далем; французского посла Ш. Моретта, около 1534-1535, Картинная галерея, Дрезден; королевы Джейн Сеймур, 1536-1537, Музей истории искусств, Вена; короля Генриха VIII, 1539-1540, Национальная галерея, Рим.

Гольбейн Маргарет Уайат
Маргарет Уайат, леди Ли, 1540

В Германии искусство Хольбейна не нашло последователей, но оказало сильнейшее воздействие на развитие английского, а затем и всего западноевропейского портрета. Пристально всматриваясь в индивидуальные черты модели, точно и без прикрас воспроизводя ее облик, он создавал смелые и острые по рисунку, насыщенные цветом, жизненно-убедительные и яркие образы своих современников – волевых, целеустремленных людей эпохи Возрождения.

Гольбейн Дерих Борн
Дерих Борн, около 1534
Гольбейн Бенедикт фон Гертенштейн
Бенедикт фон Гертенштейн, 1517
Гольбейн Томас Кромвель
Томас Кромвель, герцог Эссекский

Гольбейн был величайшим портретистом своего времени. Его портреты Генриха VIII, королев, министров, послов, купцов и других людей свидетельствуют о мастерстве художника и его способности точно передать характер модели. Ганс Гольбейн умер в 1543 году в Лондоне от чумы.

Примечание.
1. Клик по миниатюре картины ► переход на страницу скрипта оригинального изображения.
2. Клик по активному названию картины (желтый цвет) ► переход на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

Peter Nicolai Arbo