Арт Small Bay
Дали Картины
Прянишников Картины
Художники Италии

Дизайн Bottom
Астролог
История астрологии
История астрологии Люстрио
Зарождение астрологии в Месопотамии и Вавилонии
Формирование астрологических представлений в Элладе
Развитие астрологии в Римской империи
Смещение центра развития традиций античной
астрологии в страны арабского мира

Возрождение и дальнейшее развитие астрологических традиций в Западной Европе в средние века
Возрождение астрологических изысканий в XVIII-XX веках

Формирование астрологических представлений в Элладе и Риме

Периоды формирования и расцвета астрологии в Древней Греции, Египте и Риме
(537 год до нашей эры — I век до нашей эры)

Астрологические представления, встречающиеся уже у Гомера и Гесиода и заимствованные у вавилонян, послужили благотворной основой для последующего восприятия астрологических доктрин, созданных вавилонским мудрецом Бероесом и подхваченных Фалесом, Пифагором и Демокритом, а теория и методы египетской астрологии нашли свое освещение в сочинениях Манефона Себеннитского. Приверженцами астрологии были и стоики. Астрологией также занимались все древнегреческие астрономы.

Эвдокс Книдский, автор теории концентрических сфер, первым из астрономов посвятил себя занятиям астрологией. Гиппократ с острова Кос в своем труде «De Aere Aqua et locis» («О воздухе, воде и местностях», около 300 года до нашей эры) подробно изложил преимущества астрологического метода в связи с диагностикой, прогнозированием и лечением болезней. При этом прогностический аспект в медицине он ставил выше диагностического, более распространенного в настоящее время. Так, Александрийская медицинская школа строила методы лечения в соответствии с астрологическими показаниями. Центром астрологии того времени служила Александрия. Из наиболее известных представителей александрийской астрологической школы этого периода следует упомянуть Нехепсо-Нетосинуса, считавшегося великим магом и астрологом. Этому фараону и его верховному жрецу Петозирису приписывается авторство знаменитого компилятивного труда под названием «Библия звездочетов» (датируемого 150 годом до нашей эры), претендующего на Божественное откровение.
    Сохранилось немало извлечений из этого произведения в позднейшей астрологической литературе на греческом и латинском языках. Изображение знаков Зодиака, принятых Александрийской астрологической традицией, можно увидеть на плафоне храма в Дендерах (14—37 годы до нашей эры).



Культ звезд не был особенно популярным в Греции. Лишь на острове Кос, впоследствии ставшим воспреемником астрологических традиций Вавилонии, существовал культ служения звездным Богам.
   Воззрения греков в отношении вопросов, связанных с могуществом звезд, изначально имели существенные различия, что следует из стихов Архилоха и Пиндара, посвященных солнечному затмению. Архилох упрекает Зевса в содеянном, чем весьма ужасает Пиндара, уверенного, согласно распространенному в Фессалии поверью, в том, что затмения обусловлены действиями ведьм, способных стащить Луну на Землю. Лунное затмение 27 августа 443 года до нашей эры во время сицилийской экспедиции, описанное Фукидидом в «Истории Пелопоннесской войны», заставило афинян, по совету Никия, задержаться у стен Сиракуз. Иначе трактовал подобные явления Перикл: по словам Плутарха, во время солнечного затмения, имевшего место перед отбытием афинского флота в первый год Пелопоннесской войны, он накрыл лицо одного из солдат своим плащом и спросил его, что видно при этом, желая проиллюстрировать на конкретном примере, каким образом может Луна заслонить Солнце. Своим познаниям в области астрономии Перикл был обязан Анаксагору, находившему естественное объяснение всех небесных явлений.

Развитие астрологических представлений эллинистической Греции осуществлялось в трех направлениях.
    1. Звездный культ, когда каждая звезда рассматривалась в качестве определенного Божества, которому возносились соответствующие молит­вы и приносились жертвы.
    2. Толкование звезд, когда целью наблюдений за звездами служило выявление обстоятельств, связанных с человеческими судьбами. При этом имели место два различных концептуальных подхода:
— звезды делают так, что...
— звезды свидетельствуют о том, что...
    3. Астральная мистика, то есть вера в существование взаимозависимости метампсихоза (переселения душ) и звезд.

Отношение греков к небесным светилам не было однозначным. Планеты обозначались в соответствии с приписываемыми им свойствами или по имени соответствующего Божества. В основе веры в божественность созвездий лежит концепция пифагорейской школы, развитая впоследствии в «Тимее» Платона. В частности, Филолай, современник Платона, представитель пифагорейской школы с ее мистикой чисел, соотнося углы треугольника с Богами, отождествляет Зевса с числом 12 и додекаэдром, что обусловлено двенадцатилетним периодом обращения Юпитера (Зевса) вокруг Солнца. В «Пире» Платона Аристофан предвосхищает миф о детях планет. Наиболее отчетливо эллинистические астрологические представления проявляются в заключительном мифе «Государства» Платона, где Платон, по сути, закладывает основу для последующего развития астрологических идей, а в диалоге «Политик» происходящие на Земле события ставит в зависимость от космических явлений. Надгробные стеллы (Потидеи) эллинов свидетельствуют о вере в переселение душ умерших на звезды.

В этот период было положено начало научному освоению неба: звезды объединялись в определенные группы, называемые созвездиями, а заимствованные у вавилонян образы переосмысливались, получая иное мифологическое звучание и пластическое оформление.

Созданный в эпоху Августа так называемый «Atlas Farnese» (фарнезский атлас), послуживший дальнейшим развитием знаменитого глобуса Эвдокса, наглядно иллюстрировал представления о созвездиях, переосмысленные в соответствии с греческими мифами (в частности, в качестве одного из созвездий, изображенных на глобусе, фигурировал «Трон Цезаря»). Предполагаемые взаимосвязи душ умерших со звездами способствовали формированию представления о том, что душа состоит из того же огня, что и звезды.

Фарнезский атлас
Зведное небо (Фарнезский Атлас)
Роспись виллы Фарнезе

Формирование греческого Зодиака относится к VI веку до нашей эры. Первым ученым, составившим обстоятельное описание звездного неба (глобус) был Эвдокс. Основу астрологии того времени составляло представление о том, что люди, родившиеся под определенными знаками Зодиака, подвержены их влиянию, рассматривавшемуся в качестве проявления Божественных сил. Так, рожденный под «Короной» должен был господствовать в любой, какой бы он ни занимался, области деятельности.

Начало формирования эллинистических астрологических представлений было положено книгой основателя астрологической школы на острове Кос, вавилонского жреца Бероеса «Откровение Бела» (около 280 года до нашей эры), посвященной сирийскому царю Антиоху Сотеру I. Влияние Бероеса в эллинистической Греции было настолько велико, что афиняне воздвигли в его честь статую с позолоченным языком. Об особенности научной системы Бероеса упоминают Плутарх и Плиний, по словам которых Бероес полагал, что Луна представляет собой двухцветный шар: полу-белый, полу-синий. Светлая половина Луны, притягиваясь, поворачивает ее к Солнцу, а темная половина стремится к Земле, в результате чего возникают чередования фаз и затмения. Что касается мировой истории, то согласно Сенеке (книга 111-я «Естественные вопросы»), Бероес считал, что Земле предстоит пережить сначала очередной всемирный потоп, а затем всемирный пожар, которые произойдут в тот момент, когда все планеты сосредоточатся в одном месте. Значительное воздействие астрология оказала и на стоиков, поскольку отличительной чертой их учения о хемармене (утрата свободы воли) являлась уверенность в фатальности всего происходящего.

Распространению астрологических представлений среди стоиков также способствовало и то, что первыми стопками были семиты ближневосточного происхождения. Кроме того, глава школы Посейдоний находился под сильным влиянием веры в могущество звезд. Волна астрологических представлений, захлестнувшая эллинистическую Грецию, вызвала бурный протест со стороны ученых и философов. С аргументами против астрологии выступил Карнеад. «Можно ли говорить о влиянии звезд на судьбу человека, — спрашивал ученый, — если люди, рожденные под разными созвездиями, но оказавшиеся в бурю на одном тонущем корабле, одинаково погибнут при кораблекрушении? Неужели гороскоп каждого, отдельно взятого лица, предвещал смерть?».

Стоики решили оспорить доводы Карнеада: их спор нашел отражение в трактате Цицерона «О предсказаниях» («De divinatione»). Вопрос об утрате свободы воли и нравственной ответственности за содеянное неоднократно поднимался стоиками. В этом смысле показателен ответ поэта и астролога Манилия, автора поэмы «Астрономика», восходящий к воззрениям стоиков: «поп refert scelus unde cadit, scelus esse fatendumst» (Не важно почему совершено преступление; преступление остается преступлением.). Основная мысль стоиков этого периода выражена в знаменитых словах Сенеки: «Ducunt volentem fata, nolentem trahunt» (Желающего судьба ведет, нежелающего заставляет следовать предписанному.). Звезды воспринимались стоиками в качестве Богов, а человек — как звездное существо, цель которого заключалась в осознании своего родства и возвращении на исконную родину: «Quis caelum posset nisi caeli munere nosse. Et reperire deum nisi qui pars ipse deorum est» (Никто не сможет узнать Небо без дарованного Небом. И никто не отыщет Бога, если не является частью его сущности.).

Литература
Звёздный путь астрологии. Нострадамус глазами историков.
Истолкование доктора Люстрио с комментариями И.Г.Михайловой и Н.В.Скородум, -М.,Рига,1992
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А., -М.,1890-1907


Продолжение →





История искусства | Живопись | Скульптура | Фотоискусство | Библиотека | Астрология | Магия | Карта сайта

При использовании материалов упоминание проекта Виртуальный художественно-исторический музей приветствуется!
Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне сайта, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами .
От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.
Ватто Картины
Савицкий Картины
Художники России

Дизайн Bottom



Copyright 2004-2017 © Small Bay Ltd