Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Маковский Владимир Егорович
Картины Часть 2

Маковский Владимир Егорович Портрет

Лучшие свои картины Владимир Егорович Маковский написал в 1880-1890-х годах: это и острые, на грани гротеска, социальные драмы, лучшей из которых является «Крах банка» (1881) – многофигурная композиция с взбудораженными людьми, скандально, отчаянно или с жуликоватой ухмылкой реагирующими на неожиданную весть о финансовой катастрофе, и печальные новеллы о выходцах из деревни, которых всасывает в себя мрачный и жестокий город («Свидание», 1883; «На бульваре», 1886-1887, – обе картины в Государственной Третьяковской галерее в Москве), и, наконец, совсем простые по сюжету, но в высшей степени трогательные лирические сценки («Объяснение», 1889-1891).

Маковский Крах банка
Крах банка, 1881, ГТГ
Маковский Свидание
Свидание, 1883, ГТГ
Маковский Объяснение
Объяснение, 1889-1891, ГТГ

Целый ряд своих произведений Маковский посвятил «новым людям», вставшим на путь борьбы с существующим строем. Этапной в данном плане явилась картина «Вечеринка» (1875-1897), где впервые в русской живописи был изображен революционный кружок, буквально у нас на глазах оформляющийся из дружеской компании, собравшейся для обсуждения «проклятых вопросов».

Тема продолжена в картинах «Осужденный» (1879), «Оправданная» (1882), «Допрос революционерки» (1904). Из романтического идеала или аллегории назревающая революция превратилась в произведениях Маковского в повседневный процесс. Наиболее социально-эпатажные из его вещей иной раз запрещались цензурой (подобно картине «Ходынка. Ваганьковское кладбище», 1896-1901).

Маковский Оправданная
Оправданная, 1882, ГТГ
Маковский На бульваре
На бульваре, 1887, ГТГ
Маковский Владимир Вечернее общество
Вечеринка, 1875-1897
Маковский Приезд учительницы
Приезд учительницы в деревню
Маковский Малороссия
Малороссия, 1885
Маковский Кухаркины гости
Кухаркины гости, 1913

Совершив в 1896 году поездку на Волгу, художник Владимир Егорович Маковский написал цикл образов народного дна, близких «босяцким» темам молодого Максима Горького. Однако общественная актуальность картин русского мастера жанрово-бытовой живописи уже не всегда сопровождалась большими художественными успехами. К началу 20 века живопись Маковского становилась все более вялой, тусклой, лишенной прежнего лиризма.

Успешно выступал Владимир Маковский также и как портретист («Композитор Александр Сергеевич Даргомыжский», 1869; «Художник И. М. Прянишников», 1883, - оба портрета в Государственной Третьяковской галерее; «Императрица Мария Фёдоровна», 1912, Государственный Русский музей; и другие портреты). Художник также известен как книжно-журнальный иллюстратор и педагог (с 1882 преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, а затем – в Академии художеств). Владимир Егорович Маковский скончался 21 февраля 1920 года в Петрограде.

Маковский Девочка с гусями
Девочка с гусями, 1875
Маковский Прощание
Прощание. К венцу, 1894
Маковский Беседа
Беседа. Идеалист и материалист
Маковский Владимир Первый фрак
Первый фрак, 1892
Маковский Владимир Оптимист и пессимист
Оптимист и пессимист, 1893
Маковский Императрица Мария
Императрица Мария Фёдоровна