Арт Small Bay

Матисс Анри Творчество Фовизм

Матисс Анри

Фовизм, как направление в изобразительном искусстве, сформировался в самом начале двадцатого века. Движение фовизма получило свое название от небольшой группы единомышленников – художников Анри Матисса, Андре Дерена и Мориса де Вламинка, к которым впоследствии присоединились Жорж Брак, Рауль Дюфи, Кеес ван Донген и другие живописцы. Осенью 1905 года эти художники впервые представили широкой публике свои работы на Осеннем салоне в Париже. Резкие, жирные и энергичные краски их картин буквально потрясли зрителей и вызвали негодование у критиков. Художественный критик и публицист Луи Воксель в своей статье «Донателло среди дикарей» дал художникам ироничное прозвище «фовистов», дословно с французского (fauves) «диких» или же «дикарей».

Примечание. Со дня смерти Анри Матисса прошло менее 70 лет и поэтому произведения художника не могут находиться в общественном достоянии, иначе это будет считаться нарушением авторских прав. В связи с этим, на странице размещены только превью картин Матисса размером 250 на 300 пикселей для ознакомления в информационных, образовательных, учебных и культурных целях.

Матисс Окно
Окно, 1916
Матисс Женщина в кресле
Женщина в кресле, 1920
Матисс Дама в фиолетовом пальто
Дама в фиолетовом пальто, 1937

Матисс был признан лидером фовистов. Он представил на выставке две работы «Открытое окно» и «Женщина в шляпе». Американский коллекционер живописи Лео Стайн, купил у художника эту картину за 500 франков. Скандальный успех повысил рыночную стоимость работ Матисса, что позволило ему продолжить занятия живописью. Весной 1906 года в Салоне Независимых Матисс представил свою новую картину «Радость жизни», созданную на основе одной из сцен поэмы «Послеобеденный отдых фавна» Малларме. Реакция критиков и академических кругов на это полотно художника была крайне раздражительной.

Матисс Поднятое колено
Поднятое колено, 1922
Матисс Леди в голубом
Леди в голубом, 1937
Матисс Лидия Делекторская в синей блузе
Лидия в синей блузе, 1939

Известная ценительница современного искусства начала 20 века Гертруда Стайн, вместе с сестрами Кларабель и Эттой Коэнами, были меценатами и коллекционерами Анри Матисса и Пабло Пикассо. По совету и при поддержке членов семьи Стайн, а также Ганса Пуррмана, Мардж и Оскара Молл и других меценатов, французский художник основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. В ней он преподавал с 1908 по 1911 год. За это время в академии получили образование более сотни студентов из числа соотечественников художника и иностранцев.

Весной 1906 года Матисс впервые приехал в Алжир и побывал в оазисе Бискра. По возвращении во Францию им была написана картина «Голубая обнаженная» (Сувенир из Бискры). Из африканской поездки, он также привез керамику и ткани, которые затем часто использовал в качестве фона для своих картин. Под впечатлением поездки Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок. В его графике арабеск сочетался с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.

Одним из первых, кто оценил талант Матисса, был русский предприниматель и коллекционер Сергей Иванович Щукин. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: «Танец» (1910), «Музыка» (1910) и «Купание» (последнее панно осталось лишь в эскизах). В них господствовали яркие краски, а композиции, заполненные движущимися в танце или играющими на музыкальных инструментах обнаженными людьми, символизировали природные стихии – воздух, огонь и землю.

В панно «Танец» (ныне хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов балетных постановок Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В связи с установкой картин, по приглашению Сергея Ивановича Щукина, в 1911 году Анри Матисс лично посетил Санкт-Петербург и Москву, где ему был оказан восторженный и теплый прием. На деньги, заработанные от продажи своих картин русским предпринимателям и коллекционерам Сергею Ивановичу Щукину и Ивану Абрамовичу Морозову, художник смог, наконец, окончательно преодолеть материальные затруднения.