Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Роджер Бэкон

Роджер Бэкон

Английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (около 1214-1292) родился в Илчестере (графство Сомерсет). Получил образование в Оксфордском и Парижском университетах (магистр искусств, 1241). До 1247 года преподавал в Парижском университете. Во время своего пребывания в Париже Бэкон приобрел известность благодаря своим спорам со схоластами; он также получил степень доктора философии и заслужил почетный титул «doctor mirabilis». В 1250 году Бэкон возвратился в Оксфорд, где преподавал в университете; вероятно, в это же время он вступил во францисканский орден. Слава Бэкона быстро распространилась в Оксфорде, хотя она несколько омрачилась подозрениями в занятиях черной магией и в отступничестве от догматов истинной церкви. Около 1257 года генерал ордена Бонавентура запретил лекции Бэкона в Оксфорде, приказал ему оставить город и отдал его под надзор ордена во францисканский монастырь в Париже. Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 году, Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата: «Большой труд» (Opus maius), «Меньший труд» (Opus minus) и «Третий труд» (Opus tertium).

Алхимик Роджер Бэкон проповедует в Оксфорде
Бэкон в Оксфорде,
художник Питер Джексон

В 1268 году Бэкон получил разрешение вернуться в Оксфорд, где продолжил свои занятия науками. В 1278 за сделанные им резкие нападки на невежество и порочность духовенства и монахов был обвинен в ереси и заключен в тюрьму; освобожден Роджер Бэкон был лишь в 1292 году.

Роджер Бэкон активно занимался алхимией, астрологией и оптикой; пытался внести в алхимию элементы науки. Подразделял алхимию на умозрительную (теоретическую), которая исследует состав и происхождение металлов и минералов, и практическую, занимающуюся вопросами добывания и очистки металлов, приготовления красок и т.п. Считал, что алхимия может принести большую пользу медицине, предвосхитив в некоторой степени идеи Парацельса. Поскольку Роджер Бэкон был одним из первых, кто упоминал о порохе (в письме, написанном в 1247 году), долгое время считался его изобретателем. В 1260 ученый указал, что горение тел в закрытых сосудах прекращается из-за отсутствия воздуха.

Бэкону приписывались самые разнообразные изобретения и открытия: порох, очки, телескоп и т.д. При этом сомнений в существовании магии у него было ничуть не больше, чем у его современников. Бэкон признавал и то, что отличить черную магию от науки не так-то просто. Он считал, что натуральная магия, используемая во благо, имеет право на существование. Алхимия, — утверждал Бэкон, — родственна физике. Она имеет дело с цветом и прочими субстанциями, с горением асфальта, с солью и серой, с золотом и прочими металлами, и хотя Аристотель ничего не писал об алхимическом искусстве, его необходимо изучить для понимания натурфилософии и теоретической медицины. С помощью алхимии можно делать золото, а следовательно, это занятие способно пополнить государственную казну.

Не удовлетворенный понятием алхимиков о единой «первичной материи», лишенной качеств, Бэкон выдвинул идею о качественно различных элементах, комбинации которых образуют конкретные вещи. Бэкон отрицал атомистическое учение о неделимости атомов и пустоте. Критикуя схоластов, видел основу всякого познания в опыте (последний может быть двух видов: внутренний — мистический «озарение» и внешний). Бэкон предугадал большое значение математики, без которой, по его мнению, не может существовать ни одна наука, и ряд открытий (телефона, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и др.). Разработал проект утопической сословной республики, в которой источником власти явится народный плебисцит, требовал искоренения невежества и расширения светского образования.