Арт Small Bay
Буше Картины
Рафаэль Картины
Художники Италии

Дизайн Bottom
Прянишников Портрет

Прянишников Илларион
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Прянишников Илларион Михайлович (Pryanishnikov Illarion Mikhailovich), русский художник-жанрист, действительный член Петербургской Академии художеств (1893). Родился 20 марта 1840 года в селе Тимашово Московской губернии (в настоящее время Калужская область). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856-1866) у Евграфа Семеновича Сорокина и Сергея Константиновича Зарянко. В 1870 году Прянишников был удостоен звания художника 1 статьи.


Чтение письма в мелочной лавке
Чтение письма в мелочной лавке,
1864, Третьяковская галерея
Шутники
Шутники. Гостинный двор в Москве,
1865, Третьяковская галерея
Любитель
Любитель, 1860-е, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Уже в первых работах начала 1860-х годов ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. А картина, написанная им в последний год обучения, - "Шутники. Гостиный двор в Москве" (1865, Третьяковская галерея, Москва)- сразу принесла ему широкую известность. В картине "Шутники" художник изобразил московских гостинодворцев, потешающихся над пропойцей-чиновником, который пляшет перед ними под звуки гармоники.


Дегустаторы
Дегустаторы, 1860-е годы,
частное собрание
Калики перехожие
Калики перехожие, 1870,
Третьяковская галерея
Сельский праздник
Сельский праздник, 1870,
Иркутский художественный музей


Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1871, Харьковский художественный музей; второй вариант картины - 1872, Третьяковская галерея), которые экспонировались на первой передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Произведения Прянишникова 1870-х годов отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни.


Порожняки
Порожняки, 1872,
Третьяковская галерея
Эпизод войны 1812 года
Эпизод войны 1812 года,
1874, Третьяковская галерея
Порубка
Порубка, 1874, Харьковский
художественный музей

Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874, Третьяковская галерея, Москва). Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона.


Крестьянин с рогатиной
Крестьянин с рогатиной на плече,
1870-е, Русский музей
Госпожа Белюстина
Госпожа Белюстина М.Г.,
1870-е, Третьяковская галерея
Жестокие романсы
Жестокие романсы, 1881,
Третьяковская галерея

Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы. В 1880-1890-х годах Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: "Спасов день на Севере" (1887, Третьяковская галерея, Москва), "Общий жертвенный котел в престольный праздник" (начало 1890-х). А рядом в его творчестве возникали камерные, "сумеречные" по настроению образы и сюжеты "В мастерской художника" (1890), "В провинции" (1893). Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, "чеховского" поколения.


На тяге
На тяге, 1881, Тверская
областная картинная галерея
Охота пуще неволи
Охота пуще неволи, 1881-1882,
Третьяковская галерея
На Лысой горе
На Лысой горе, 1880-е,
Третьяковская галерея

Прянишников был участником товарищества передвижных художественных выставок с самого его основания, а со II передвижной выставки стал бессменным членом правления товарищества. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-1894), учителем многих известных впоследствии живописцев - С. В. Иванова, С. А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и других художников. В 1893 году Прянишников был избран действительным членом Академии художеств, но начать преподавание в ней не успел. Последняя картина Прянишникова - "Крестный ход" - осталась незаконченной из-за смерти автора. Прянишников Илларион Михайлович скончался 12 марта 1894 года в Москве.


Дети на рыбалке
Дети на рыбалке, 1882,
Красноярский художественный музей
Возвращение с ярмарки
Возвращение с ярмарки, 1883,
Государственный Русский музей
Воробьи
Воробьи. Ребята на изгороди,
1883, Великоустюжский музей

Конец охоты
Конец охоты, 1884
Спасов день на севере
Спасов день на севере, 1887
В мастерской художника
В мастерской художника, 1890
Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве

Приготовление нивы
Приготовление нивы для посева
льна в Вологодской губернии, 1890, Третьяковская галерея
В ожидании шафера
В ожидании шафера, 1891,
историко-художественный музей, Серпухов
Крестный ход
Крестный ход, 1893,
Русский музей





История искусства | Живопись | Скульптура | Фотоискусство | Библиотека | Астрология | Магия | Карта сайта

При использовании материалов упоминание проекта Виртуальный художественно-исторический музей приветствуется!
Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне сайта, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами .
От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.
Веронезе Картины
Риччи Картины
Художники России

Дизайн Bottom



Copyright 2004-2017 © Small Bay Ltd