Арт Small Bay

Шпрангер Бартоломеус
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Шпрангер Портрет

Шпрангер Бартоломеус (1546 — 1611) (Spranger Bartholomeus), фламандский живописец, рисовальщик и гравер; яркий представитель маньеризма. Родился Шпрангер в Антверпене. В 1565 году совершил путешествие в Париж, где учился у Никколо дель Аббате, а с 1567 работал в Италии ассистентом художника Таддео Цуккари. В итальянский период Шпрангер расписывал алтари и создавал фрески в различных церквях. В 1570 году римский папа Пий V назначил его живописцем святой курии в Риме.

Венера и Адонис
Венера и Адонис, 1597,
Музей истории искусства, Вена
Анжелика и Медор
Анжелика и Медор, 1600,
Старая пинакотека, Мюнхен
Венера и Вулкан
Венера и Вулкан, 1610,
Музей истории искуства, Вена

В 1575 Шпрангер получил приглашение на должность придворного живописца императора Максимилиана II в Вене. С 1581 года Шпрангер стал работать в качестве придворного живописца императора Рудольфа II в Праге. Художник был типичным представителем маньеризма. Гравюры Хендрика Голциуса с картин Бартоломеуса Шпрангера сделали его работы широко известными во всей Европе.

Шпрангер Адонис
Адонис отправляется на охоту,
1590, Рейксмузеум, Амстердам
Шпрангер Аллегория Правосудия
Аллегория Правосудия,
1595, Музей Лувр, Париж
Шпрангер Христос
Христос, спаситель мира,
1590-е, Музей Энгра, Монтобан
Гермес и Афина
Гермес и Афина, 1585,
фреска, Град, Прага

Благодаря живописи Шпрангера, нидерландский маньеризм в последние два десятилетия XVI века претерпел решительные изменения. Влияние художника распространяется сначала в Харлеме, куда в 1577 прибыл Хендрик Голциус, а после 1583 года и живописец Карел ван Мандер, который в 1573-1577 работал вместе со Шпрангером в Риме и Вене.



В своих картинах художник изображал обнаженных мифологических героев в различных сложных и порой невероятных позах. фламандский живописец Бартоломеус Шпрангер был одновременно и порождением, и творцом интернационального стиля маньеризма, который он активно разрабатывал и распространял в Европе.

Шпрангер работал при разных европейских дворах, везде чему-то учился, но еще больше предлагал сам, утверждая свое пристрастие к стилю изощренно-гибкому, виртуозному и роскошному, к отвергающей жесткие нормы оригинальности, комбинируя и сочетая их в угоду тем, для кого работал.



От своего родного Антверпена художник унаследовал трактовку пейзажа в духе Иоахима Патинира, добавляя лишь свою неистощимую изобретательность. В Париже Шпрангер научился писать миниатюры с той ювелирной точностью, которая отличала живопись 1560-х годов. Миланская школа развила у фламандского живописца тягу и стремление к детализированному изображению в своих картинах предметов пышной роскоши; в Парме (Санта-Мария делла Стекката), где он расписывал купол церкви и где до него работал Пармиджанино, художник достиг виртуозной элегантности, окончательно определившей большой диапазон его творческих возможностей.

Бартоломеус Шпрангер был идеальным художником для всех дворов рода Габсбургов — его деятельность в Вене, Праге и Аугсбурге снискала ему имперский почет. Он передал все, что умел, художникам Харлема, которые были продолжателями антверпенского маньеризма — “колыбели” самого Шпрангера. В манере художника соединились элементы высокой утонченности, которая отличала, например, живопись Эмилии, и характерной нидерландской грубости. Нельзя представить себе большей телесности в образе кающейся Магдалины, чем у Шпрангера.

В физических свойствах, которыми живописец наделял фигуры в своих излюбленных сценах поклонения и мифологических темах, нашли отражение и дух Микеланджело, и дух Тинторетто, на три четверти века дав пищу интернациональному стилю. Художник Бартоломеус Шпрангер умер в Праге в 1611 году.

Примечание.
1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения.
2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.