Арт Small Bay

Шпрангер Бартоломеус
Картины и биография

Шпрангер Портрет

Шпрангер Бартоломеус (1546 – 1611) (Spranger Bartholomeus), фламандский живописец, рисовальщик и гравер; яркий представитель маньеризма. Родился Шпрангер (или в современной английской транскрипции Спрангер) в Антверпене. В 1565 году совершил путешествие в Париж, где учился у Никколо дель Аббате, а с 1567 работал в Италии ассистентом художника Таддео Цуккари. В итальянский период Шпрангер расписывал алтари и создавал фрески в различных церквях. В 1570 году римский папа Пий V назначил его живописцем святой курии в Риме.

В 1575 Шпрангер получил приглашение на должность придворного живописца императора Максимилиана II в Вене. С 1581 года Шпрангер стал работать в качестве придворного живописца императора Рудольфа II в Праге. Художник был типичным представителем маньеризма. Гравюры Хендрика Голциуса с картин Бартоломеуса Шпрангера сделали его работы широко известными во всей Европе.

Шпрангер Бартоломеус Венера и Меркурий закрывают Амуру глаза
Венера и Меркурий с Амуром, 1597, Старая пинакотека
Шпрангер Бартоломеус Сара представляет Агарь Аврааму
Сара представляет Агарь Аврааму, около 1600 года

Благодаря живописи Шпрангера, нидерландский маньеризм в последние два десятилетия XVI века претерпел решительные изменения. Влияние художника распространяется сначала в Харлеме, куда в 1577 прибыл Хендрик Голциус, а после 1583 года и живописец Карел ван Мандер, который в 1573-1577 работал вместе со Шпрангером в Риме и Вене.

Hieronymus Bosch

В своих картинах художник изображал обнаженных мифологических героев в различных сложных и порой невероятных позах. фламандский живописец Бартоломеус Шпрангер был одновременно и порождением, и творцом интернационального стиля маньеризма, который он активно разрабатывал и распространял в Европе.

Шпрангер работал при разных европейских дворах, везде чему-то учился, но еще больше предлагал сам, утверждая свое пристрастие к стилю изощренно-гибкому, виртуозному и роскошному, к отвергающей жесткие нормы оригинальности, комбинируя и сочетая их в угоду тем, для кого работал. От своего родного Антверпена художник унаследовал трактовку пейзажа в духе Иоахима Патинира, добавляя лишь свою неистощимую изобретательность.

Ives Tanguy

В Париже Шпрангер научился писать миниатюры с той ювелирной точностью, которая отличала живопись 1560-х годов. Миланская школа развила у фламандского живописца тягу и стремление к детализированному изображению в своих картинах предметов пышной роскоши; в Парме (Санта-Мария делла Стекката), где он расписывал купол церкви и где до него работал Пармиджанино, художник достиг виртуозной элегантности, окончательно определившей большой диапазон его творческих возможностей.

Бартоломеус Шпрангер был идеальным художником для всех дворов рода Габсбургов – его деятельность в Вене, Праге и Аугсбурге снискала ему имперский почет. Он передал все, что умел, художникам Харлема, которые были продолжателями антверпенского маньеризма – “колыбели” самого Шпрангера. В манере художника соединились элементы высокой утонченности, которая отличала, например, живопись Эмилии, и характерной нидерландской грубости. Нельзя представить себе большей телесности в образе кающейся Магдалины, чем у Шпрангера.

Шпрангер Бартоломеус Не прикасайся
Не прикасайся, 1591, Национальный музей, Бухарест
Шпрангер Бартоломеус Святая Катерина
Святая Катерина, 1585, Государственный музей, Берлин

В физических свойствах, которыми живописец наделял фигуры в своих излюбленных сценах поклонения и мифологических темах, нашли отражение и дух Микеланджело, и дух Тинторетто, на три четверти века дав пищу интернациональному стилю. Художник Бартоломеус Шпрангер умер в Праге в 1611 году.

Примечание.
1. Клик по миниатюре картины ► переход на страницу скрипта оригинального изображения.
2. Клик по активному названию картины (желтый цвет) ► переход на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.