Арт Small Bay

Шпрангер Бартоломеус
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Шпрангер Портрет

Шпрангер Бартоломеус (1546 – 1611) (Spranger Bartholomeus), фламандский живописец, рисовальщик и гравер; яркий представитель маньеризма. Родился Шпрангер (или в современной английской транскрипции Спрангер) в Антверпене. В 1565 году совершил путешествие в Париж, где учился у Никколо дель Аббате, а с 1567 работал в Италии ассистентом художника Таддео Цуккари. В итальянский период Шпрангер расписывал алтари и создавал фрески в различных церквях. В 1570 году римский папа Пий V назначил его живописцем святой курии в Риме.

Шпрангер Бартоломеус Венера и Адонис
Венера и Адонис,
1597, Музей истории искусства, Вена
Шпрангер Бартоломеус Анжелика и Медор
Анжелика и Медор,
1600, Старая пинакотека, Мюнхен
Шпрангер Бартоломеус Венера и Вулкан
Венера и Вулкан,
1610, Музей истории искусства, Вена

В 1575 Шпрангер получил приглашение на должность придворного живописца императора Максимилиана II в Вене. С 1581 года Шпрангер стал работать в качестве придворного живописца императора Рудольфа II в Праге. Художник был типичным представителем маньеризма. Гравюры Хендрика Голциуса с картин Бартоломеуса Шпрангера сделали его работы широко известными во всей Европе.

Шпрангер Бартоломеус Адонис
Адонис отправляется на охоту,
1590, Рейксмузеум, Амстердам
Шпрангер Бартоломеус Аллегория Правосудия
Аллегория Правосудия,
1595, Музей Лувр, Париж
Шпрангер Бартоломеус Христос
Христос, спаситель мира,
1590-е, Музей Энгра, Монтобан
Шпрангер Бартоломеус Сатир
Сатир и нимфа,
1600-е годы
Шпрангер Бартоломеус Венера и Меркурий закрывают Амуру глаза
Венера и Меркурий закрывают
Амуру глаза, 1597, Старая пинакотека
Шпрангер Бартоломеус Сара представляет Агарь Аврааму
Сара представляет
Агарь Аврааму, около 1600 года

Благодаря живописи Шпрангера, нидерландский маньеризм в последние два десятилетия XVI века претерпел решительные изменения. Влияние художника распространяется сначала в Харлеме, куда в 1577 прибыл Хендрик Голциус, а после 1583 года и живописец Карел ван Мандер, который в 1573-1577 работал вместе со Шпрангером в Риме и Вене.

Эдгар Дега Edgar Degas

В своих картинах художник изображал обнаженных мифологических героев в различных сложных и порой невероятных позах. фламандский живописец Бартоломеус Шпрангер был одновременно и порождением, и творцом интернационального стиля маньеризма, который он активно разрабатывал и распространял в Европе.

Шпрангер Бартоломеус Салмакида и Гермафродит
Салмакида и Гермафродит,
1582, Музей истории искусства, Вена
Шпрангер Бартоломеус Аллегория войны
Аллегория войны с Турцией,
1610, Картинная галерея, Прага
Шпрангер Бартоломеус Минерва
Минерва, победитель Невежества,
1591, Музей истории искусства, Вена

Шпрангер работал при разных европейских дворах, везде чему-то учился, но еще больше предлагал сам, утверждая свое пристрастие к стилю изощренно-гибкому, виртуозному и роскошному, к отвергающей жесткие нормы оригинальности, комбинируя и сочетая их в угоду тем, для кого работал. От своего родного Антверпена художник унаследовал трактовку пейзажа в духе Иоахима Патинира, добавляя лишь свою неистощимую изобретательность.

В Париже Шпрангер научился писать миниатюры с той ювелирной точностью, которая отличала живопись 1560-х годов. Миланская школа развила у фламандского живописца тягу и стремление к детализированному изображению в своих картинах предметов пышной роскоши; в Парме (Санта-Мария делла Стекката), где он расписывал купол церкви и где до него работал Пармиджанино, художник достиг виртуозной элегантности, окончательно определившей большой диапазон его творческих возможностей.

Бартоломеус Шпрангер был идеальным художником для всех дворов рода Габсбургов – его деятельность в Вене, Праге и Аугсбурге снискала ему имперский почет. Он передал все, что умел, художникам Харлема, которые были продолжателями антверпенского маньеризма – “колыбели” самого Шпрангера. В манере художника соединились элементы высокой утонченности, которая отличала, например, живопись Эмилии, и характерной нидерландской грубости. Нельзя представить себе большей телесности в образе кающейся Магдалины, чем у Шпрангера.

Шпрангер Бартоломеус Не прикасайся
Не прикасайся, 1591,
Национальный музей Румынии, Бухарест
Шпрангер Бартоломеус Гермес и Афина
Гермес и Афина,
1585, фреска, Град, Прага
Шпрангер Бартоломеус Святая Катерина
Святая Катерина,
1585, Государственный музей, Берлин
Шпрангер Марс Венера и Амур
Марс, Венера и Амур, 1594-1595, Картинная галерея, замок Эггенберг
Шпрангер Диана и Актеон
Диана и Актеон,
1600-е, Национальная галерея, Осло
Шпрангер Аллегория славы императора Рудольфа II
Аллегория славы императора Рудольфа,1592, Музей истории, Вена

В физических свойствах, которыми живописец наделял фигуры в своих излюбленных сценах поклонения и мифологических темах, нашли отражение и дух Микеланджело, и дух Тинторетто, на три четверти века дав пищу интернациональному стилю. Художник Бартоломеус Шпрангер умер в Праге в 1611 году.

Примечание.
1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения.
2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

Поль Дельво Paul Delvaux
Top Mail.ru