Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Росписи Владимирского собора и другие картины Виктора Михайловича Васнецова

Васнецов Автопортрет

Самым же значительным монументально-декоративным свершением художника явились росписи киевского Владимирского собора (1885-1896); в них Виктор Михайлович Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало. Идея Филарета Амфитеатрова о создании в Киеве собора в честь святого равноапостольного князя Владимира была официально утверждена Синодом и императором Николаем I в 1852 году. Сбор средств и пожертвований продолжался до 1859 года, за это время было собрано около ста тысяч рублей, а управление Киево-Печерской Лавры пожертвовало дополнительно миллион штук кирпича. Внешний и внутренний облик храма предполагалось создать в старовизантийском стиле, в архитектурном виде древнерусских храмов времен правления князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого.

Васнецов Христос Вседержитель
Христос Вседержитель
Васнецов Единородный сын Слово Божие
Единородный сын Слово Божие
Васнецов Бог Саваоф
Бог Саваоф
Васнецов Крещение князя Владимира
Крещение князя Владимира, 1896, Музей русского искусства, Киев
Васнецов Крещение Руси
Крещение Руси, 1885-1896, Третьяковская галерея
Васнецов Воины Апокалипсиса
Воины Апокалипсиса, 1887, Эскиз росписи Владимирского собора

Строительство Владимирского собора, осложненное техническими трудностями, растянулось почти на тридцать лет – с 15 июля 1862 (закладка в честь дня святого князя Владимира) по 1896 год. Над возведением храма в разные годы работали архитекторы Александр Беретти, Рудольф Бернгард, Владимир Николаев. Последнему удалось успешно завершить строительство Владимирского собора. Интерьерными работами внутреннего облика Владимирского собора заинтересовался историк искусства и археолог Адриан Прахов, который добился в 1885 году, чтобы оформление собора велось по его проекту и под его руководством.

К работе были привлечены художники Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Василий Поленов, Павел Сведомский, Василий Суриков, Вильгельм Котарбинский, Валентин Серов, Михаил Врубель, а также молодые художники школы Мурашко. Роспись (преимущественно на древнерусскую тематику) была завершена в 1896 году. Торжественное освящение Владимирского собора состоялось 20 августа 1896 года в присутствии императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.

Васнецов Радость праведных о Господе Левая часть
Левая часть
Васнецов Радость праведных о Господе Центральная часть
Центральная часть
Васнецов Радость праведных о Господе Правая часть
Правая часть

«Радость праведных о Господе», 1885-1896 годы. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Этот триптих хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Васнецов Распятый Иисус Христос
Распятый Иисус Христос
Васнецов Богоматерь с младенцем
Богоматерь с младенцем
Васнецов Страшный суд
Страшный суд

Виктор Михайлович Васнецов после переписки с руководитерем проекта по оформлению храма Адрианом Праховым счел для себя честью принять участие в росписи Владимирского собора. Кроме росписи «Богоматерь с младенцем», великолепно выполненной в апсиде над алтарем, и композиции «Страшный суд», расположенной над входом на хоры храма, живописец создал, собственно, «тематические» росписи – «Крещение Руси» и «Крещение князя Владимира».

В куполе Владимирского собора русский художник поместил поясное изображение «Христа Вседержителя» с раскрытым Евангелием в левой руке и поднятой для благословения правой со скрещенными пальцами. Несколько лет Васнецов работал над большим триптихом «Радость праведных о Господе». А роспись «Воины Апокалипсиса» стала несомненной удачей художника.

Васнецов Богоматерь
Богоматерь, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Васнецов Мария Магдалина
Мария Магдалина, эскиз росписи церкви в Дармштадте, 1899, ГРМ
Васнецов Гусляры
Гусляры, 1899, Пермская художественная галерея
Васнецов Дети в лесу
Дети разоряют гнезда в лесу, 1874, частное собрание
Васнецов Портрет Мамонтовой
Портрет Татьяны Мамонтовой, 1884, Третьяковская галерея
Васнецов Мамонтова Вера Саввишна
Мамонтова Вера Саввишна, 1896, Музей-заповедник "Абрамцево"

Для создания завершенного и целостного образа каждая фреска во Владимирском соборе была обрамлена разработанной Васнецовым орнаментальной оправой, которая представляла собой продуманное и фантастичное по экспрессии декоративное украшение. Ведь даже по стилю у самого художника сюжеты, имеющие канонические изображения, выполнены в строгой академической манере, а образы русских святых близки по духу к народному творчеству. В эскизе «Единородный сын Слово Божие» в крылатых небесных силах и мистической фигуре Господа проявились черты стиля модерн. На всю эту грандиозную работу по росписи Владимирского собора у Виктора Михайловича Васнецова ушло около десяти лет.

vasnetsov
Реальный формат этого видео в HD качестве 1280x720 px