Арт Small Bay
Босх Картины
Крамской Картины
Художники Италии

Дизайн Bottom
Врубель Портрет

Врубель Михаил Александрович
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Врубель Михаил Александрович (Vrubel Mikhail Aleksandrovich), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова; уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Особое влияние на художника оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты).


Гамлет и Офелия
Гамлет и Офелия, 1883,
Русский музей, Санкт-Петербург
Девочка на фоне ковра
Девочка на фоне ковра, 1886,
Музей русского искусства, Киев
Демон
Демон сидящий, 1890,
Третьяковская галерея, Москва

Самобытная манера живописца – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), художник Михаил Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, "Сошествие Святого Духа", 1884); тогда же он написал и икону "Богоматерь с младенцем" (Киевский музей русского искусства). Византийская традиция насыщается здесь острым, трагически-напряженным психологизмом нового времени.


Венеция
Венеция. Декоративное панно,
1893, Русский музей
Гадалка
Гадалка, 1895,
Третьяковская галерея
Фауст и Мефистофель
Полет Фауста и Мефистофеля,
1896, Третьяковская галерея


Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине "Девочка на фоне персидского ковра" (1886, там же). После переезда в Москву Михаил Александрович Врубель становится одним из самых активных членов художественной группы Саввы Мамонтова. Здесь живописец пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва; обращаясь к дизайну, исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).


Принцесса Греза
Принцесса Грёза,
1896, Третьяковская галерея
Арцыбушев
Арцыбушев Константин Дмитриевич,
1897, Третьяковская галерея
Утро
Утро. Панно, 1897,
Русский музей

«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении "Садко" (1897) и "Сказки о царе Салтане" (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно " Принцесса Грёза", заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин "Пан" (1899), "Царевна-Лебедь", "К ночи", "Сирень" (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания.


Мамонтов Савва Иванович
Мамонтов Савва Иванович,
1897
Актриса Забела-Врубель
Актриса Забела-Врубель Надежда Ивановна, жена художника, 1898
Богатырь
Богатырь,
1898
Эти три картины находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге

Экспрессивно-драматичны и портреты, исполненные художником, (К. Д. и М. И. Арцыбушевых, а также Саввы Мамонтова, все три 1897; все работы – в Третьяковской галерее). Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова "Демон" (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах "Демон" (1890) и "Демон поверженный" (1902; обе работы – Третьяковская галерея).


Пан
Пан, 1899
Царевна-Лебедь
Царевна-Лебедь, 1900
Снегурочка
Снегурочка, 1900
Эти три картины находятся в Государственной Третьяковской картинной галерее в Москве

Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. В 1902 году живописца поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством ("Жемчужина", 1904; Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. В 1906 художник ослеп. Умер Михаил Александрович Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Влияние его искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства 20 века.


Демон поверженный
Демон поверженный,
1902, Третьяковская галерея
Жемчужина
Жемчужина,
1904, Третьяковская галерея
Шестикрылый серафим
Шестикрылый серафим Азраил,
1904, Русский музей

Примечание.
1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%.
2. Название картины → переход на страницу с изображением максимального размера и описанием.





История искусства | Живопись | Скульптура | Фотоискусство | Библиотека | Астрология | Магия | Карта сайта

При использовании материалов упоминание проекта Виртуальный художественно-исторический музей приветствуется!
Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне сайта, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами .
От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.
Эйтевал Картины
Рубенс Картины
Художники России

Дизайн Bottom



Copyright 2004-2017 © Small Bay Ltd