Арт Small Bay

Врубель Михаил Александрович
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Врубель Портрет

Врубель Михаил Александрович (Vrubel Mikhail Aleksandrovich), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова; уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Особое влияние на художника оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты).

Врубель Гамлет и Офелия
Гамлет и Офелия, 1883,
Русский музей, Санкт-Петербург
Врубель Девочка на фоне ковра
Девочка на фоне ковра, 1886,
Музей русского искусства, Киев
Врубель Демон
Демон сидящий, 1890,
Третьяковская галерея, Москва

Самобытная манера живописца – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), художник Михаил Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, "Сошествие Святого Духа", 1884); тогда же он написал и икону "Богоматерь с младенцем" (Киевский музей русского искусства). Византийская традиция насыщается здесь острым, трагически-напряженным психологизмом нового времени.

Врубель Венеция
Венеция. Декоративное панно,
1893, Русский музей
Врубель Гадалка
Гадалка, 1895,
Третьяковская галерея
Врубель Фауст и Мефистофель
Полет Фауста и Мефистофеля,
1896, Третьяковская галерея


Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине "Девочка на фоне персидского ковра" (1886, там же). После переезда в Москву Михаил Александрович Врубель становится одним из самых активных членов художественной группы Саввы Мамонтова. Здесь живописец пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва; обращаясь к дизайну, исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).

Врубель Принцесса Греза
Принцесса Грёза,
1896, Третьяковская галерея
Врубель Арцыбушев
Арцыбушев Константин Дмитриевич,
1897, Третьяковская галерея
Врубель Утро
Утро. Панно, 1897,
Русский музей


«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении "Садко" (1897) и "Сказки о царе Салтане" (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно " Принцесса Грёза", заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин "Пан" (1899), "Царевна-Лебедь", "К ночи", "Сирень" (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания.

Эти три картины находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге

Экспрессивно-драматичны и портреты, исполненные художником, (К. Д. и М. И. Арцыбушевых, а также Саввы Мамонтова, все три 1897; все работы – в Третьяковской галерее). Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова "Демон" (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах "Демон" (1890) и "Демон поверженный" (1902; обе работы – Третьяковская галерея).

Эти три картины находятся в Государственной Третьяковской картинной галерее в Москве

Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. В 1902 году живописца поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством ("Жемчужина", 1904; Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. В 1906 художник ослеп. Умер Михаил Александрович Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Влияние его искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства 20 века.

Врубель Демон поверженный
Демон поверженный,
1902, Третьяковская галерея
Врубель Жемчужина
Жемчужина,
1904, Третьяковская галерея

Примечание.
1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения.
2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

Top Mail.ru