Арт Small Bay

Врубель Михаил Александрович
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Врубель Портрет

Врубель Михаил Александрович (Vrubel Mikhail Aleksandrovich), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова; уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Особое влияние на художника оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты).

Врубель Царевна-Лебедь
Царевна-Лебедь,
1900, Третьяковская галерея, Москва
Врубель Девочка на фоне ковра
Девочка на фоне ковра,
1886, Музей русского искусства, Киев
Врубель Демон
Демон сидящий,
1890, Третьяковская галерея

Самобытная манера живописца – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), художник Михаил Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, "Сошествие Святого Духа", 1884); тогда же он написал и икону "Богоматерь с младенцем" (Киевский музей русского искусства). Византийская традиция насыщается здесь острым, трагически-напряженным психологизмом нового времени.

Врубель Венеция
Венеция,
1893, Русский музей
Врубель Гадалка
Гадалка,
1895, Третьяковская галерея
Врубель Фауст и Мефистофель
Полет Фауста и Мефистофеля, 1896, Третьяковская галерея
Франс Франкен Младший Frans Francken the Younger

Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине "Девочка на фоне персидского ковра" (1886, там же). После переезда в Москву Михаил Александрович Врубель становится одним из самых активных членов художественной группы Саввы Мамонтова. Здесь живописец пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва; обращаясь к дизайну, исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).

Врубель Принцесса Греза
Принцесса Грёза,
1896, Третьяковская галерея
Врубель Арцыбушев
Арцыбушев Константин Дмитриевич,
1897, Третьяковская галерея

«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении "Садко" (1897) и "Сказки о царе Салтане" (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно " Принцесса Грёза", заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин "Пан" (1899), "Царевна-Лебедь", "К ночи", "Сирень" (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания.

Врубель Утро
Утро. Панно, 1897
Врубель Пан
Пан, 1899
Эти три картины находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге

Экспрессивно-драматичны и портреты, исполненные художником, (К. Д. и М. И. Арцыбушевых, а также Саввы Мамонтова, все три 1897; все работы – в Третьяковской галерее). Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова "Демон" (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах "Демон" (1890) и "Демон поверженный" (1902; обе работы – Третьяковская галерея).

Врубель Демон поверженный
Демон поверженный,
1902, Третьяковская галерея
Врубель Жемчужина
Жемчужина,
1904, Третьяковская галерея

Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. В 1902 году живописца поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством ("Жемчужина", 1904; Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. В 1906 художник ослеп. Умер Михаил Александрович Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Влияние его искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства 20 века.

Примечание.
1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения.
2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

Жоан Визкарра Joan Vizcarra
Яндекс.Метрика