Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Уотс Джордж Фредерик
Картины и биография

Уотс Автопортрет

Уотс Джордж Фредерик (Watts George Frederic, 1817-1904), английский художник и скульптор, мастер мифологических и аллегорических полотен и портретов. Уотс является одним из самых исключительных и загадочных живописцев в искусстве викторианской эпохи. Джордж Фредерик Уотс родился 23 февраля 1817 года в Лондоне в обычной семье. В молодости художник совершил длительную поездку в Италию для изучения секретов живописи старых мастеров. Вернувшись в Англию, Уотс сблизился с Генри Тоби Принсеппом и его женой Сарой. Их дом в Кенсингтоне был богемой для художников и писателей таких, как Теннисон, Джулия Маргарет Кеймрон и молодых прерафаэлитов.

Уотс Надежда
Надежда, 1886, Галерея Тейт, Лондон
Уотс Орландо преследующий Фату Моргану
Орландо, преследующий Фату Моргану, 1848, Частное собрание
Уотс Рыцарь Галахед
Рыцарь Галахед, 1862, Музей Фогга, Гарвард, Массачусетс
Уотс Минотавр
Минотавр, 1885, Галерея Тейт, Лондон
Уотс Диана и Эндимион
Диана и Эндимион (Завершение всего), 1872, Музей Уотса, Гилфорд
Уотс Орфей и Эвридика
Орфей и Эвридика, 1872, Частная коллекция (Sotheby's)

В 1840-е годы Джордж Фредерик Уотс сумел завоевать расположение лондонской богемы, написав ряд превосходных портретов выдающихся людей викторианской эпохи. В 1865 Уотс встретил манчестерского мецената сэра Чарльза Рикардса, который стал покупать картины художника, написанные в стиле символизма. Картины живописца практически не были известны широкой публике до первой выставки его работ в Галерее Гросвенор в 1877 году.

20 февраля 1864 Джордж Фредерик Уотс женился на молодой актрисе Эллен Тэрри. Однако, их брак не был удачным, разрыв в отношениях произошел после года супружеской жизни. Второй раз Уотс женился в 1886 году на шотландке Мэри Фрейзер-Тейтлер (1850-1938), мастеру по дизайну. Она была тридцатью шестью годами моложе художника и после замужества посвятила всю жизнь заботам о своем гении, отстаивала репутацию своего мужа от критиков творчества Уотса и после его смерти.

Уотс Искушение Евы
Искушение Евы, 1884, Галерея Тейт, Лондон
Уотс Время Смерть и Приговор
Время, Смерть и Приговор, 1895, Галерея Уотса, Комптон, Гилдфорд
Уотс Ариадна на острове Наксос
Ариадна на острове Наксос, 1875, Частное собрание
Уотс Любовь и Смерть
Любовь и Смерть, 1885-1887, Галерея Тейт, Лондон
Уотс Паоло и Франческа
Паоло и Франческа, 1870, Галерея, Манчестер
Уотс Фата Моргана
Фата Моргана, 1865, Частная коллекция

Относительно поздно в своей творческой жизни Уотс занялся скульптурой и создал великолепные работы, число которых, к сожалению, не так уж много. Среди них бюсты "Клития", "Дафна" и мемориальная статуя Теннисона, установленная у Линкольского Собора. В 1891 году Мэри и Джордж Фредерик Уотс обосновались в поместье Комптон вблизи Гилдфорда. Живописец сторонился от участия в различного рода движениях и обществах английских художников и скульпторов.

Своеобразный и независимый нрав живописца Джорджа Фредерика Уотса проявился и в отказе от пожалованного королевой Англии титула баронета в 1885 и в 1894 годах. Однако, Уотс все-таки согласился принять рыцарский титул в 1902 году. Содержание картин Уотса отличается от творчества английских художников викторианской эпохи тем, что он, помимо мифологических образов, создавал свои совершенно самостоятельные аллегории.

Уотс История Боккаччо
История Боккаччо, 1844-1847
Уотс Леди Августа Каслтаун
Леди Августа Каслтаун, 1845
Уотс Иллюзии жизни
Иллюзии жизни, 1849
Уотс Маммон
Маммон, 1884-1885
Уотс Клития Скульптура
Клития, 1878
Уотс Дафна Скульптура
Дафна, 1879-1882
Вышерасположенные шесть произведений Уотса хранятся в Галерее Тейт в Лондоне

Особенность же манеры живописи Джорджа Фредерика Уотса в том, что его стиль живописи близок искусству итальянского Возрождения, но не к искусству живописцев кватроченто (итал. quattrocento, или раннее Возрождение, 15 век), или римских мастеров чинквеченто (итал. cinquecento, высокое и позднее Возрождение, 16 столетие), а скорее напоминает манеру венецианских мастеров позднего Ренессанса. В картинах живописца преобладает некоторая мягкость и расплывчатость, которая напоминала бы Джорджоне, Тициана или Тинторетто, если бы вместо венецианской яркости красок в картинах Уотса не царил бы более холодный серый колорит, смягченный и светлый тон фресковой живописи.

Уотс Ундина
Ундина, 1868, частное собрание, аукцион Sotheby's
Уотс Диана и нимфы
Диана и нимфы, 1860-е, Галерея Уотса, Гилдфорд
Уотс Портрет Норы Бурк
Портрет Норы Бурк, 1891, частная коллекция
Уотс Эллен Терри Выбор
Эллен Терри (Выбор), 1864, Портретная галерея, Лондон
Уотс Вакханка
Вакханка, 1881, частное собрание, аукцион Sotheby's
Уотс Ариадна
Ариадна, 1894, Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Джордж Фредерик Уотс умер 1 июля 1904 года в Комптоне. Мэри Уоттс спроектировала в стиле Арт Нуво и построила часовню, посвященную памяти Уотса. Галерея Уотса, по-соседству в Гилфорде, содержит представительное собрание работ художника.