Портрет мадемуазель Луизы О'Мерфи
Живопись эпохи рококо и неоклассицизма
Картина французского художника Франсуа Буше «Портрет мадемуазель Луизы О'Мерфи». Размер портрета 59 x 73 см, холст, масло.
Картина имеет также другое название «Светловолосая одалиска».
В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным
капризным розовым личиком. Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека). Они не
лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством. Не менее тонки по найденным цветовым сочетаниям изображения женских головок в технике живописи
маслом и в пастели («Женская головка», или «Пробуждение», 1730-е, Москва, Музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина).
Собственно, одалисками называют наложниц султана в гареме.
Гарем (правильнее харем, от араб. harim – неприкосновенное, святое) – у магометан терем или часть дома, где отдельно от мужчин живут женщины. По понятиям мусульман,
никакая власть, светская или духовная, никто из посторонних мужчин, даже домашних, кроме хозяина и детей, не могут переступить порог гарема; исключение делается для султана и
шаха в силу распространенного на Востоке мнения, что посещение царствующей особы приносит счастье. Каждая из жен, если их в гареме несколько, имеет отдельное помещение.
Семь главных жен султана называют кадинами. Звание султанш носят мать, сестры и дочери султана. По рангу гарема за кадинами следуют прислужницы султана – гедиклик.
Остальные называются одалисками и служат султану по выбору. Высшая власть в гареме принадлежит матери царствующего султана валиде.
Перейти к следующей работе мастера ►