Виртуальный музей Арт Планета Small Bay
Караваджо Портрет

Портрет Меризи да Караваджо

1621. Библиотека Маручеллиана, Фиренца.

Michelangelo Merisi da Caravaggio. Караваджо, все картины ►

Живопись эпохи барокко
Портрет итальянского художника Меризи да Караваджо написан живописцем и рисовальщиком Оттавио Леони. Микеланджело Караваджо, сын каменщика, начал свою карьеру отцовской профессией. Первоначальное художественное образование получил в Милане. Побывав в Венеции, испытал сильное влияние творчества Джорджоне. Обучался также в мастерской Чезари в Риме, где впоследствии работал и откуда в 1606 году ему пришлось бежать, точно так же как и из многих других мест, в связи с преследованием полиции из-за разного рода потасовок и столкновений, в которые Караваджо попадал по причине своего необузданного нрава и которые очень часто кончались смертью его противников.

В конце концов получив от римского папы помилование и прощение грехов, Караваджо решил возвратится в вечный город, но умер вследствие болезни на пути из Неаполя в Рим. В творчестве и художественной деятельности Караваджо различают две эпохи. К первой принадлежит большинство его ранних бытовых картин: сцен народной жизни, изображений таверн с их завсегдатаями, цыган, игроков в карты и кости, солдат, сильно походящих на разбойников, и других сомнительных личностей, в кругу которых нередко приходилось вращаться художнику. Сюда, между прочим, относятся: "Гадалка" (Капитолийский музей, Рим и Лувр, Париж), "Шулеры" (Музей, Кимбелла), "Девушка, играющая на лютне" (Галерея Альбертина, Вена), "Лютнист" (Эрмитаж, Санкт-Петербург), а также "Отдых на пути в египетские земли" (Галерея Дориа Памфили, Рим).

Произведения этой эпохи отличаются тонкой наблюдательностью, живостью реализма и прекрасным, светлым, золотистым колоритом, близким к колориту венецианцев. Со времени пребывания Караваджо в Риме замечается поворот в его манере ко второму стилю, поражающему резкостью света и густотою теней; недостатки этой манеры несколько искупаются энергией выражения и своеобразной силой колорита и светотени. К этому периоду относится большинство его больших религиозных картин, как, например, "Призвание апостола Матфея", "Мученическая смерть святого Матфея" (Капелла Котарелли, собор Сан Луиджи ди Франчези, Рим), "Обращение апостола Павла", "Распятие святого Петра" (Капелла Кераси, церковь Санта Мария дель Пополо, Рим), "Успение Богородицы" (Лувр, Париж), "Христос в Еммаусе" (Национальная галерея, Лондон), "Положение во гроб" (Ватиканская пинакотека, Рим), "Коронование Христа терновым венцом" (Музей истории искусства, Вена), "Мученичество апостола Петра" (Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Портреты, вышедшие из-под кисти Караваджо, при обычных технических достоинствах страдают недостаточно тонкой передачей индивидуального характера изображенных лиц, например, "Мужской портрет" (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Значение Караваджо в искусстве заключается, главным образом, в его стремлении воспроизводить природу без прикрас, какова она есть, – в натуралистической тенденции, которой он нанес удар манерности старых итальянских мастеров его времени и объявил непримиримую войну многочисленным последователям болонской академической школы.

Перейти к следующей работе мастера ►