Виртуальный музей Арт Планета Small Bay
Рембрандт Аристотель с бюстом Гомера

Аристотель с бюстом Гомера

1653. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Rembrandt van Rijn. Рембрандт, все картины ►

Живопись эпохи барокко
Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна «Аристотель с бюстом Гомера». Размер картины 144 x 137 см, холст, масло. В процессе преобразования своего мировосприятия Рембрандт после 1649 года (совместные годы с Хендрикье Стоффельс) достигает в своих картинах высшей грандиозности и глубины изображений, при этом снова проявляется всеобъемлющая связь личной жизни художника и истории. В это же время – между 1648 (официальное признание республики) и 1651 годами (навигационные меры Англии против голландской посреднической торговли с последующей морской войной и потерей Голландией преобладания на море) – в Нидерландской республике происходит решительный поворот от экспансивного стремления к власти в сторону консолидации сил и сохранения завоёванного.

Соответствующие изменения происходят и в голландском обществе, здесь укрепляется классовое противостояние; усиливается аристократизация зажиточного бюргерства. Рембрандт, объединяя в своём миропонимании критическую трезвость, демократическое сознание раннего периода нидерландской революции с моральным пафосом совершенно антидогматического протестантского христианства и, наконец, скептическую гуманность собственного опыта, всё более впадает в непримиримое противоречие по отношению к официальному развитию голландского общества. В каждом отдельном произведении, независимо от более или менее значительного общественного признания, Рембрандт создаёт противостоящую времени и обществу картину, аллегорическое значение которой связано не с прошлым, а жизнеутверждающе направлено в будущее.

Представление о погружённом в глубокие противоречия, опутанном слабостями, низостью, бедностью, потерянностью, но призванного к любви, величию и силе человечестве выражено в исторических картинах этого десятилетия: в «Вирсавии» (1654), в гравюре «Жертвоприношение Авраама» (1655), в «Отречении апостола Петра» (1660), а также в многозначных изображениях отдельных фигур, от портретов в картинах «Человек в золотом шлеме» (1650) и «Аристотель с бюстом Гомера» (1653) до образов апостолов и евангелистов (1661).