Благословление Иакова
Живопись эпохи барокко
Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Благословление Иакова». Размер картины 173 x 209 см, холст, масло.
Полное название картины «Иаков благословляет сыновей Иосифа Манассию и Ефрема».
Торжественность значительного ветхозаветного события – благословление Иаковом внуков – выражена строгой композицией и
яркими красками картины. Живописная техника Рембрандта, наносящею краску широкими гусгыми мазками,затем завершающего их лессировками, придает сцене дополнительную глубину и серьезность. Каждый из персонажей охвачен
глубокими религиозными чувствами.
Иаков, почтенный патриарх, охарактеризован со сдержанным, величественным достоинством, в то время как Иосиф и его жена наблюдают за ним со смирением и благочестивым почтением. Великолепный красный цвет бархата на первом плане и сверкающий золотом тюрбан в глубине обеспечивают зрительную четкость в целом строгому изложению сюжета. Большинство произведений в творчестве Рембрандта отражают его способность проникновения в человеческий характер. Внешне менее драматичное, чем произведения его современника Питера Пауля Рубенса, обширное наследие Рембрандта отражает сдержанные эмоции и дух благочестия кальвинистской Голландии.
Голландский художник Рембрандт ван Рейн в этой картине по мотивам библейского сюжета написал портреты амстердамских бюргеров Петера Скривериуса, Виллема Схрейвера, Венделы де Графф и их сыновей. Часто возникает пренебрегаемый по его исторически-общественному значению вопрос о христианстве Рембрандта, о его конкретной идеологии. Конечно, его представления о человеке в сравнении с контрреформационным и ренессансно-жизненным изобразительным миром Рубенса развиваются на основе строгих протестантских догм.
Учение кальвинистской «государственной» церкви несомненно является отправным пунктом раннего мышления Рембрандта, но постоянное развитие его творчества, выбор тем, мотивов, художественные убеждения доказывают духовное родство с антидогматическим, простонародно-евангелическим учением меннонитов, отвергающих военную службу и исполнение государственных чинов, доверяющих «бедным духом», а не «мудрым и учёным», сердцу и чувству отдельного человека, а не учреждению (хотя Рембрандт, в отличие от Генрика ван Эйленбурха, дяди Саскии, никогда не был членом этой, уже давно живущей по-бюргерски зажиточной общины).