Хендрикье у окна
Живопись эпохи барокко
Размер картины голландского художника Рембрандта ван Рейна «Хендрикье у окна» 86 x 65 см, холст, масло.
Образцом композиции этого портрета служило изображение, приписываемое венецианцу Пальма Веккио. «Это – картина самого высокого стиля, одеяние в пылающих красных тонах на фоне глубоких теней исполнено энергичными широкими мазками.
Формы лица, видного в вырезе платья обнажённого тела, рук – упруги, тяжелы, плотны. Взгляд – любовно-заботлив, открыт, ясен,
глубок и полон чувственной душевности.
Портрет художника Рембрандта ван Рейна так скомпанован, что работы голландских портретистов кажутся рядом с ней лишь незначительными человеческими штудиями. Перед нами скорее миф о Хендрикье, чем портрет. Отношение художника к Хендрикье здесь совершенно другое, чем в изображениях Саскии. В портретах последней Рембрандт как бы захвачен являющимся ему видением. Здесь же модель возвышается художником до значения монумента. Саския подарила ему новый мир, втянула его в этот мир, Хендрикье Стоффельс ограждает его от окружающего мира, художник же берёт её в свой мир, мир искусства. Он возвеличивает её в картине, Хендрикье чувствует это возвышение, она верит ему и ничто не может поколебать эту веру. В этом её человеческое величие... Выразительнейшая форма, сохранившая в портрете простую человечность и доброту женской души» (Р. Гаманн).
После продажи дома с аукциона в середине 1650-х годов Рембрандт продолжает жить и работать на улице Бреестраат, лишь в конце 1660 года он переезжает в ремесленный квартал Иордаан, на улицу Розенграхт. В декабре того же года Титус и Хендрикье основывают компанию по продаже произведений искусства, они принимают Рембрандта на службу в качестве «советника» при бесплатном пропитании и жилье, а в качестве ответной услуги перенимают все его вновь создаваемые работы. Такой шаг, не бесспорный юридически, ограждает его от нападок кредиторов и от принятого в августе 1658 года постановления гильдии святого Луки, этого «представительства интересов художников», направленного непосредственно против Рембрандта ван Рейна. Согласно этому постановлению ни один обанкротившийся художник, чьё имущество было распродано с аукциона, не имеет права работать в городе и получать от этого доход.