Успение
Живопись эпохи рококо и неоклассицизма
Картина итальянского живописца Себастьяно Риччи «Успение». Размер картины 95 x 52 см, холст, масло.
Успение Богородицы, христианский праздник, последний в годичном круге великих праздников; посвящен окончанию земной жизни Богородицы, празднуется 15 (28) августа.
Успение Божией Матери (15 августа) – один из двенадцати великих праздников годового богослужебного круга. По самому древнему и общепринятому преданию церкви, событие это представляется в таком виде:
после вознесения на небо Иисуса Христа Пресвятая Дева, оставаясь, согласно завещанию Сына, на попечении святого Иоанна, постоянно пребывала в подвиге поста и молитвы и в живейшем желании созерцать Сына, сидящего одесную Бога Отца.
День кончины ее был открыт Ей от Господа. В этот день апостолы были восхищены на облаках из разных стран земли и поставлены в Иерусалиме. Сам Господь с ангелами и святыми явился в сретение души ее.
Согласно воле Пресвятой Девы, тело ее было погребено близ Иерусалима, в Гефсимании, между гробами ее родителей и обручника. На третий день, когда не бывший при кончине Богоматери апостол Фома пришел ко гробу, тела ее уже не было в гробнице. Церковь всегда веровала, что оно было взято на небо. Праздник Успения Богоматери восходит к древнейшим временам христианства. В IV веке он является уже повсеместным, как это видно из свидетельства Григория Турского и из упоминания его во всех древнейших календарях. В V столетии написаны стихиры на этот праздник Анатолием, патриархом Константинопольским, а в VIII веке – два канона, приписываемые Козьме Святоградцу и Иоанну Дамаскину.
Первоначально праздник Успения совершался 18 января, но по местам праздновался 15 августа. Всеобщее празднование его 15 августа установлено при императоре Маврикии (582 год). В настоящее время он чествуется церковью с 14 по 23 августа. К празднованию его верующие приготовляются двyxнeдельным постом, который называется Успенским и продолжается с 1 до 15 августа. В праздник Успения церковь прославляет Богоматерь, честнейшую херувимов и без сравнения славнейшую серафимов, которая ныне, как царица, предстала одесную Сына и, приняв под Свое покровительство род человеческий, ходатайствует за него к благосердию Владыки.
Этим событием Успение Богоматери церковь учит нас, что смерть не есть уничтожение нашего бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию. К этой основной цели с IV века присоединяется и другая – обличить заблуждение еретиков, которые отрицали человеческую природу Пресвятой Девы и утверждали поэтому, что о смерти Богоматери не может быть и речи. Таково было заблуждение коллиридиан, еретиков IV столетия.