Орфей и Эвридика
Живопись эпохи барокко
Размер картины фламандского художника Питера Пауля Рубенса «Орфей и Эвридика» 194 x 245 см, холст, масло.
Эвридика, в древнегреческой мифологии, дриада, жена фракийского певца Орфея.
Когда Эвридика умерла, ужаленная змеей, Орфей сошел в Тартар и своим пением так тронул Персефону, жену владыки подземного мира Плутона, что она разрешила певцу снова увести Эвридику на землю, однако, с тем условием, чтобы он не оглядывался, пока они будут идти из царства Аида.
Орфей оглянулся, и Эвридика осталась в царстве теней. Сцена эта изображена в древности на нескольких античных рельефах.
Последние десять лет жизни Рубенса (1630–1640) были столь же плодотворны и производительны, как и первые периоды деятельности живописца. В эти годы художник написал одно из лучших своих творений – знаменитый триптих «Пресвятая Дева Мария вручает священное облачение святому Ильдефронсу» (в венской галерее; эскиз для него – в Эрмитаже), продолжал работать в уатгальском дворце, исполнил по заказу брюссельских ковровых фабрикантов целую серию картонов, изображающих «Жизнь Апеллеса» (9 сцен), «Историю Константина» (12 сцен), «Триумф церкви» (в 9 сценах, в мадридском музее, в гровенорской галерее, в Лондоне).
Когда в 1635 году, через год после смерти правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы, король Филипп IV назначил в правители этой страны своего брата, кардинала-архиепископа толедского Фердинанда, Рубенсу было поручено устройство художественной части празднеств по случаю торжественного въезда нового штатгальтера в Антверпен; по эскизам и наброскам великого художника были сооружены и расписаны триумфальные арки и декорации, украшавшие собой городские улицы, по которым следовал кортеж принца (эти эскизы хранятся в мюнхенской пинакотеке и в Эрмитаже).
Перейти к следующей работе мастера ►