Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Шампень Филипп
Картины и биография

Французский художник эпохи барокко Филипп де Шампень (Philippe de Champaigne или же Филипп де Шампань, 1602–1674). Выходец из Фландрии; родился 26 мая 1602 года в Брюсселе в бедной семье, стал учеником пейзажиста Жака Фукьера. С 1621 года работал в Париже, в 1625 году стал придворным живописцем, в 1648 – одним из основателей Королевской академии живописи и скульптуры.

Шампень Людовик XIII король Франции
Короля Людовика XIII венчает
Виктория, 1635, Лувр, Париж
Шампень Ришелье кардинал Франции
Ришелье, кардинал Франции,
1630-е, Музей Лувр
Шампень Сон святого Иосифа
Сон святого Иосифа,
Национальная галерея, Лондон

Шампень выполнял декоративные работы в парижских дворцах (в том числе Люксембургском, совместно с Никола Пуссеном) и церквах, писал аскетически-строгие религиозные композиции («Тайная вечеря», 1648, Лувр, Париж). В психологически заостренных, строгих по стилю портретах, парадных (портрет Дж. Мазарини, Музей Конде, Шантийи) и групповых («Портрет дочери в образе монахини с аббатисой Агнес», 1662, Лувр, Париж), Шампень сочетал черты фламандской живописной школы с приемами раннего французского классицизма.

Чтобы понять весь смысл картины «Аббатиса, мать Катрин Аньес Арно, и сестра Катрин де Сент-Сюзан» (Музей Лувр, Париж), нужно знать содержание надписи, которая есть на холсте. Она обращена к Христу, как врачевателю души и тела, и рассказывает, что сестра Катрин (сидящая справа женщина с тонкими чертами лица, в возрасте двадцати шести лет) в течение четырнадцати месяцев страдала от изнурительной лихорадки, которая наполовину парализовала ее тело. Врачи потеряли надежду ее вылечить, но здоровье удалось ей вернуть после того, как настоятельница, мать Аньес, секретарем у которой была Катрин, помолилась вместе с ней.

Шампень Анна Австрийская
Королева Анна Австрийская,
супруга Людовика XIII
Шампень Благовещенье
Благовещенье, 1644,
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Шампень Аббатиса мать Катрин Аньес Арно и сестра Катрин де Сент-Сюзан
Аббатиса Катрин Аньес Арно и
сестра Катрин де Сент-Сюзан

Надпись сообщает, что в честь такого чуда и в знак своей радости отец Катрин, художник Филипп де Шампень написал эту картину. Свет в картине падает, судя по тени, слева, но не нарушает царящий в комнате полумрак. Луч, нисходящий на настоятельницу, имеет явно неземной характер – он воплощает, видимо, тот проблеск надежды, который, как сообщается, мать Аньес почувствовала при последних словах произносимой ими молитвы.

Это событие было великой благодатью для монахинь Пор-Руаяль, ибо им угрожало суровое преследование и закрытие монастыря за приверженность аскетическому учению нового реформатора католической церкви Корнелиса Янсена (к великому неудовольствию и иезуитов, и короля). Чудесное исцеление за несколько лет до этого молодой племянницы французского ученого и религиозного философа Блеза Паскаля уже дало повод к гонениям. В раскрытом крохотном реликварии на коленях у Катрин лежит, по-видимому, священный шип с тернового венца Спасителя, которому и приписывались все эти исцеления.

Шампень Малая трапеза
Малая трапеза (Тайная вечеря), 1648, Музей Лувр, Париж
Шампень Святой Августин
Святой Августин, 1650, Музей искусств, Лос-Анджелес
Шампень Моисей и десять заповедей
Моисей и десять заповедей,
1648, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Святая благодать, дававшая янсенистам силу исцелять, была наградой за их стойкость. Мать Аньес неустанно призывала в своих проповедях только к одному – просить Бога о силе выносить любые страдания, какими бы мучительными они не были. Монастырь Пор-Руаяль действительно в конце концов закрыли. История бедствий и чудес, происшедших с его обитательницами, всплыла снова столетие спустя, когда были открыты их описания и это величественное произведение. Оно излучает ту непреклонность веры, переживание которой вдохновило художника к созданию этой картины.

Картина Филиппа де Шампень «Малая трапеза» (Тайная вечеря).
Христос сообщает апостолам, что один из них скоро предаст его. Атмосфера таинства наполняет происходящее. Свет в картине льется из единственного окна, едва освещая заднюю стену. Это подчеркивает объемность фигур и усиливает ощущение драмы и напряжения. В то время как Христос освящает хлеб, апостолы безмолвно выражают свои чувства. Насыщенный цвет драпировок и ритмический узор складок скатерти помогают взгляду зрителя воспринимать картину. В отличие от современных ему художников итальянского барокко. Шампень избегал открыто драматических сцен, однако сдержанные и благородные чувства, переданные в его картинах, отличаются глубиной и внутренней силой. Фламандец по происхождению, Шампснь натурализовался во Франции, где был портретистом при дворе Людовика XIII. Одна из самых известных его работ – строгий, аскетичный портрет кардинала Ришелье в полный рост. Филипп де Шампень умер 12 августа 1674 года в Париже.