Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Редон Одилон.
Картины и биография

Редон Одилон (Redon Odilon) (1840-1916), французский график, живописец, художественный критик, один из основателей течения символизма. Родился в Бордо 22 апреля 1840 года в семье предпринимателя. С 1855 года учился в мастерской местного художника-романтика С. Горина; в 1863 году познакомился с Р. Бреденом, гравером-"протосимволистом", испытав сильное воздействие его творчества.

Редон Жрица друидов
Жрица друидов, 1893
Коллекция Яна Вуднера, Нью-Йорк
Редон Будда
Будда, 1905
Музей Орсэ, Париж
Редон Женщина и Кентавр
Женщина и Кентавр, 1900–е
Частное собрание

В 1864 году Редон занимался в Школе изящных искусств в Париже у Жан-Леона Жерома. Литографии учился у Анри Фантен-Латура. Жил преимущественно в Париже. К числу его друзей принадлежал С. Малларме. По примеру Бредена Одилон Редон сначала занимался в основном графикой (рисунки углем, а с 1870 – литографии). Его черно-белые листы, "черноты" (les noirs), как он их называл, выходили в свет в виде небольших серий ("В грёзе", 1879; "Эдгару По", 1882; "Истоки", 1883; "В честь Гойи", 1885; "Ночь", 1886; "Гюставу Флоберу", 1889; "Апокалипсис святого Иоанна", 1889; "Цветы зла", 1890; "Сновидения", 1891; "Искушение", 1896).

Идеалом мастера было нарочито-смутная и трепетная визуальная лирика, с образами-галлюцинациями, всплывающими из мглы подсознания. Эти загадочные мотивы, вроде глаза в виде воздушного шара (из цикла графических рисунков "Эдгару По"), художник часто сопровождал подписями в виде целых литературных фрагментов (в данном случае – "Глаз, как странный шар, направляется в бесконечность").

Редон Персиваль
Персиваль, 1912
Музей Орсэ, Париж
Редон Циклоп
Циклоп, 1907
Частное собрание

В композициях Редона доминирует тревожное, "протосюрреалистическое" отчуждение либо отрешенная мистическая созерцательность (в особенности в его христианских и буддийских сюжетах). Параллельно Редон (особенно активно – с 1890–х годов) обращался и к цвету, к пастели и масляным краскам. Его живопись, приглушенная по тону или, напротив, переливчато-яркая, сосредоточена вокруг нескольких центральных мотивов (человеческое лицо, ставшее "ликом", цветок, глаз, лодка, биологическая метаморфоза).

Среди его характерных картин и пастелей – "Циклоп" (1898, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), "Зеленая смерть" (1905-1910, частное собрание), "Черная ваза с цветами" (около 1909, собрание Вильдестейн), "Женщина среди цветов" (1909-1910, частное собрание; все три работы – Нью-Йорк). Одилон Редон часто выступал в газетах и журналах в качестве критика, упрекая как поздних романтиков, так и импрессионистов за то, что они изображают лишь то, что происходит вне нас самих однако полагал при этом, что внутренние фантазии, близкие музыке и поэзии, могут быть убедительны лишь тогда, когда следуют "законам жизни". Наиболее полно принципы его "реально-ирреальной" эстетики выражены в дневниковых записях (с 1867 года).

Картина Одилона Редона "Циклоп".
В этой сцене из греческой мифологии циклоп Полифем подглядывает за обнаженной нимфой Галатеей, в которую он безнадежно влюблен. Огромный глаз пеликана пристально устремлен к объекту его самозабвенной любви. По сравнению с романтической интерпретацией этой темы у Моро, в трактовке Редона есть нечто устрашающее, похожее на ночной кошмар. В соответствии с теориями символизма, Редона гораздо больше занимали глубины человеческой души, чем объективное отображение реальности. Он стремился найти такую форму художественного выражения, которая могла бы пробудить в зрителе мысль и стремление к самоанализу. Вера в существование магического внутреннего зрения привела его к созданию картин и литографий, полных воображения, чьи фантастические мотивы напоминают отрывки сновидений. Редон писал также красочные, трепетные пейзажи и картины с изображениями цветов. Его творчество оказало большое влияние на группу символистов следующего поколения, которые называли себя Наби. Умер Редон в Париже 6 июля 1916 года. Посмертно, в 1922 году, был издан дневник художника Одилона Редона "Самому себе".